В последние недели в администрации Ленинградской области произошли интересные перемены. Одна из них — назначение Леси Колесниковой, заведующей Тихвинским историко-мемориальным и архитектурно-художественным музеем (ТИМАХМ), главой ГБУК ЛО «Музейное агентство» — весьма уважаемой бюрократической структуры, куратора многих культурных проектов.
До 30 сентября исполняющей обязанности руководителя Агентства была Татьяна Балт. Но она проиграла конкурс на замещение вакантной должности директора. Который был объявлен в полном соответствии с законом. Только проведён был уже не совсем в соответствии с ним. Вернее, вовсе не соответствовал ни его духу, ни даже букве.
Согласно условиям, претендент должен был подать заявку на участие в конкурсе не позднее 17 часов 24 сентября. К этому времени ведущий специалист областного комитета по культуре сообщила, что зарегистрировала две заявки — от Татьяны Балт и от Дениса Пылева, заведующего музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда». Однако на следующий день, выяснилось, что претендентов четверо. К двоим, уже зарегистрированным, неожиданно присоединились главный специалист комитета по культуре Михаил Сметанин и заведующая Тихвинским филиалом Леся Колесникова.
По словам Татьяны Балт, комиссия, в которой не было ни одного специалиста по музейному делу, под председательством Татьяны Ящерициной работала быстро и споро. Претендентов надолго не задерживали. У Балт поинтересовались лишь штатным расписанием Агентства, а когда она заговорила о предложениях по его модернизации, отмахнулись, как от назойливой мухи, сообщив, что слушать это не собираются. Видимо, не совсем понимая, о чём, собственно, идёт речь.
И уже 26 сентября в Агентстве появилась Леся Колесникова. В сопровождении руководителя департамента охраны памятников Андрея Ермакова и троих неизвестных, представившихся сотрудниками охранного агентства. Колесникова потребовала немедленно передать ей учредительные и финансовые документы, печати и ключи, после чего покинула офис. Охранники остались в учреждении до конца дня, заявив, что с ними заключён некий договор, который, впрочем, не показали. В этот же день Балт встретилась со Сметаниным, который рассказал, что принял участие в конкурсе по приказу Натальи Кононенко, а его конкурсные документы были оформлены задним числом.
Леся Колесникова давно занимается музейным делом и руководит ТИМАХМ не один год. Однако в её работе есть не только достижения. В 2006 году, когда «Музейное агентство» проводило проверку коллекции музея на наличие учётной документации и соответствие штатному расписанию, выяснилось, что в Тихвинском филиале не всё благополучно. И это были не только ошибки в директорских приказах и записях в трудовых книжках. Теснота, образовавшаяся в хранилищах из-за неясного происхождения продукции, не имеющей никакого отношения к музейному фонду, не позволила даже на глаз определить, в каком состоянии находятся экспонаты и насколько их количество соответствует записям в инвентарной книге. Сама Колесникова не только не помогла разобраться в этом хламе, но постаралась затруднить проверку коллекции и доступ к экспонатам. А заодно наотрез отказалась перевозить коллекции в другое помещение. Обычно, такая похвальная скромность не свойственна музейным работникам, они с радостью занимают дополнительные площади, поскольку даже в самом заштатном музее их катастрофически не хватает, и более половины экспонатов приходится держать в запасниках.
Впрочем, причина такого необычного аскетизма выяснилась довольно быстро — новое помещение, а это целое здание, оказалось проданным. Для Агентства это стало большой неожиданностью, там до сих пор не знают, на каком основании это было сделано, и куда делись полученные за сделку деньги. На обращение в прокуратуру области по поводу законности этой продажи до сих пор нет ответа. Нет ответа и на вопрос, куда исчезли более семи тысяч единиц хранения из музея. Вероятно, уже и не будет. Ведь раньше Колесникова должна была отвечать за них перед руководителем Агентства, теперь — только перед собой. А с собой всегда можно договориться.
30 сентября Леся Колесникова официально вступила в должность директора Агентства. За три дня до этого губернатор Ленобласти анонсировал выделение 100 миллионов рублей на реставрационные работы в историческом центре Выборга. На неделю раньше —презентовал проект по реставрации Выборгского замка и музея-усадьбы «Приютино». Для этих целей Международный банк реконструкции и развития выделил России 650 миллионов рублей. А за месяц до этого было объявлено о строительстве в рамках федеральной программы «Сохранение и использование культурного наследия в России» первого в России многофункционального музейного центра в селе Рождествено Гатчинского района. Цена вопроса — около миллиарда рублей. А нынешним летом начались реставрационные работы в Ивангородской крепости, которые проводятся в рамках международного проекта «Эстония. Латвия. Россия». Общая стоимость — около 150 миллионов рублей. Партнёром с российской стороны стало «Музейное агентство».
Не в этом ли кроется секрет победы заведующей ТИМАХМ?
Нет никаких оснований утверждать, что сама Колесникова продала здание и присвоила деньги или похитила доверенные ей на хранение иконы из коллекции музея. Но такие серьёзные промахи в работе говорят — в лучшем случае — о безответственности и безразличии к порученному делу. Это означает, что любой может воспользоваться её безалаберностью и некомпетентностью. Для того, чтобы провести тендер в пользу «своей» фирмы, передать под коммерческие нужды музейное здание, продать неучтённый экспонат из уникальной коллекции. Так будет продолжаться до тех пор, пока чиновники будут назначаться не на основе профессиональной пригодности, а на основе личной преданности или готовности оказания услуг вышестоящему начальству.