Петербургский паравоенный объект опять спровоцировал кипение страстей. На этот раз скандал возник вокруг Центрального военно-морского музея. Возбуждено уголовное дело по 159-ой «мошеннической» статье. Бывший директор ЦВММ Андрей Лялин сидит за решёткой. Его явно делают козлом отпущения за исчезновение очередных бюджетных миллионов. С чего же всё началось, постепенно забывается.

Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он ведёт свое начало от Модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, основанного Петром I в 1709 году. В 1805 году был учрежден «Морской музеум», основой коллекции которого стало собрание экспонатов Модель-камеры. В 1908 году музею было присвоено имя Петра Великого. Своё нынешнее название музей получил в 1924 году.

Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939 году он переехал в здание бывшей Фондовой биржи. Похоже, что в прямом смысле слова последний переезд – в Крюковские казармы — уже состоялся. Сколько на нём потеряно экспонатов, сколько похищено миллионов, выяснять ещё долго.

Каждый музей силен своими запасниками. Он как айсберг, зримая верхушка которого покоится на невидимом массиве. Все видели ботик Петра Первого, но мало кто рассматривал деревянные, ручной работы модели, созданные два и более века назад. Все спускались в цокольный этаж Биржи на стрелке Васильевского острова, но мало кто бывал в самом здании постройки архитектора Тома де Томона. А именно там, в сугубо музейной атмосфере и находились запасники ЦВММ. В силу многих причин их транспортировка была крайне нежелательна. Тем не менее, она состоялась.

К слову – планы по отжатию здания Биржи вынашивались уже давно. Первые наброски появились ещё в начале 90-х годов прошлого века. Затем появилась вполне привлекательная идея о создании Морского культурно-исторического центра в устье реки Смоленки. Здание должно было стать архитектурной доминантой василеостровских намывных территорий. В него должен был переехать не только музей, но Центральная военно-морская библиотека из Михайловского замка и Центральный яхт-клуб ВМФ. Но она не воплотилась в реальность.

Процесс активизировался при Валентине Матвиенко, в 2006 году. Тогда и появился вариант с Крюковскими казармами. Всё объяснялось необходимостью расширения ЦВММ и желанием разместить в освобождающихся помещениях товарно-сырьевую биржу. Люди, знакомые с биржевым делом, многозначительно крутили пальцем у виска – здание постройки начала позапрошлого века не отвечало вообще никаким принципам организации современного бизнеса. Сейчас все сделки в этой сфере вершатся в режиме удалённого доступа. Да и само здание по своим параметрам не соответствовало элементарным нормам той же безопасности. О хрупкости музейных экспонатов уже сказано выше. Однако девиз Петра Первого «Небывалое бывает!», правда, сказанный совсем по другому поводу, сработал и на этот раз. Может, имелось в виду большевистское: «Нет таких крепостей…» Так или иначе, но 28 июля, в день ВМФ, музей в Крюковских казармах пустил первых посетителей.

Скажем так – зрелище перед ними предстало весьма убогое. Полупустые залы, какая-то компьютерная игрушка с очередью желающих поглазеть. Единственное, что вдохновляло экскурсантов, так это просторные места общего пользования. Одним словом, современный офис в стенах исторического здания. Маловразумительная стекляшка.

Есть вещи и посерьёзнее. Имеются претензии и к ремонту, который был проведен в Крюковских казармах. Считается, что он не соответствует законодательно закреплённым нормам музейных зданий. Несколько фондов (секретные документы, драгоценные металлы, оружейный фонд) должны иметь капитальный периметр стен. Таких помещений в новом здании нет. Есть проблемы и с охраной самого комплекса. Наконец, в штате ЦВММ отсутствуют даже научные сотрудники с выделенным временем для ведения архивной работы. И это вовсе неудивительно – специалисты оценивают весь комплекс мероприятий по переезду ЦВММ на новое место в 3 млрд рублей, тогда как госконтракт был заключён лишь на 1 млрд.

Это – главное. Один из лучших петербургских музеев на данный момент де-факто прекратил своё существование. Всё остальное в принципе мелочи. Но куда без них.

Сначала о потерях зримых. Переезд на новое место начался ещё в 2010 году. До открытия не успели, многие экспонаты до сих пор хранятся в ящиках. Им ещё повезло. Перевоз экспонатов был отмечен как минимум тремя скандалами. Разбитой оказалась носовая фигура корвета «Витязь» работы самого Клодта. Был повреждён прицел 45-миллиметровой мемориальной пушки времен Великой Отечественной войны. При размещении уже в новой экспозиции серьёзно пострадал истребитель И-16. Сколько мы не досчитались уникальных, но безымянных моделей и других раритетов – неведомо. И даже не из-за злого умысла. Просто транспортировкой экспонатов занималась некая компания «НЕВИСС-Комплекс», грузчикам которой, судя по всему, было глубоко безразлично, что перевозить. Ну не занимались они никогда такими работами. В чистом виде: «Грузите апельсины бочками!».

По идее сейчас в ЦВММ с ревизией должна нагрянуть качественная инспекция из того же Минкультуры. Или из Счётной палаты. Только вот решится ли на это нынешний председатель СП Татьяна Голикова? Ведь многие помнят, что тему хищений в военном ведомства первыми затронули именно люди Сергея Степашина. Где сейчас он и где бывшие проверяемые – все отлично знают. А здесь всё-таки речь идёт об объекте Минобороны.

Не исключено, что потери удалось бы минимизировать, не окажись директором ЦВММ Андрей Лялин – человек сугубо гражданский, к тому же чуждый как военно-морскому сообществу, так и сообществу музейному. Единственной заметной вехой в его биографии обозначена должность исполнительного директора комитета по подготовке и празднованию 300-летия Петербурга. В общем, не музейный работник с особым менталитетом, который при пожаре в первую очередь бросится спасать экспонаты.

Может, всё-таки у людей есть карма. И если берешься за непосильное дело, то ответка прилетит обязательно. «От сумы и тюрьмы…» — это в том числе про Лялина. Сейчас он находится под следствием, его обвиняют в хищении денег, выделенных на переезд музея. О какой сумме идёт речь, пока не совсем понятно. В СМИ называют и 1,5 млн рублей, и 15, и 50, и 100, и даже 400. Сам Лялин имеет к этим суммам лишь опосредованное отношение. Речь идёт о передаче откатов от генерального подрядчика – того самого ООО «НЕВИСС-Комплекс» — в руки некоего чиновника из Минобороны, крайним явно делают именно бывшего директора ЦВММ. Понятно, что расписок никто ни у кого не брал, а против Лялина в первую очередь работают его собственные показания. Желая остаться на свободе, он пошёл на сделку со следствием и предоставил ему все расклады. Но по всему выходит, что за финансовые ресурсы отвечал именно экс-директор. Который, кстати, и подписывал акты приёмки-сдачи работ, не выполненных подрядчиком в полном объёме.

Логика вроде проста: если целое всё равно недостижимо, то почему бы не уменьшить слегка получающийся остаток. Авось не заметят. Или простят, как это происходит с куда более знатными расхитителями из военного ведомства. Быть может, Андрей Лялин, всё-таки вращаясь в военной среде и видя царящие там нравы, искренне верил – всё сойдёт с рук.

Вроде бы не сходит. Только от этого никому не легче. Что с того, если он даже сядет? Центральному военно-морскому музею ещё долго предстоит залечивать полученные раны. И очень хорошо, если они не окажутся смертельными. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *