Бурная украинская политика обогатилась термином «Михомайдан». Попытка арестовать Михаила Саакашвили обернулась крупными беспорядками в Киеве. Сторонники Саакашвили сумели отбить своего лидера у силовиков. Экс-президент Грузии, экс-губернатор Одессы показал себя эффективным «менеджером протеста». Над Киевом звучит призыв к новому Майдану. Но разные люди и разные силы понимают новый Майдан по-своему. Совсем не обязательно в духе Саакашвили. Но в любом случае – опасным образом для президента Порошенко.

Саакашвили обвинён в связях с окружением Януковича

Сегодня утром квартиру Михаила Саакашвили на Костельной улице Киева навестили сотрудники украинской прокуратуры, полиции и бойцы спецназа Службы безопасности «Альфа». На предмет обыска и задержания. Такова, судя по всему, реакция властей на вчерашнюю акцию Руха новых сил: партия Саакашвили разворачивает кампанию за импичмент Петра Порошенко. Эта организация создаёт сейчас киевским властям наибольшие проблемы. И в плане агрессивной агитации, и в непосредственной уличной «движухе». Прокуратура усмотрела в действиях Саакашвили признаки статьи 256 УК Украины: «Содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности». Он подозревается в планах «свержения конституционного строя». Такие обвинения предусматривают до пяти лет тюрьмы.

Заметим, что суть возбуждённого уголовного дела пока официально не раскрывается. Звучат лишь прозрачные намёки на преступные связи Саакашвили… с окружением Виктора Януковича! Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко опубликовал запись разговора Михаила Саакашвили с Сергеем Курченко. Это известный олигарх домайданных времён, газовик, банкир и медиамагнат. По слухам, тесно связанный с семьёй Януковича и российскими госкомпаниями. После революции Курченко бежал из Украины.

И вот, в обнародованной записи Курченко говорит Саакашвили: «Я заинтересован в том, чтобы построить с вами какую-то такую длинную историю. Есть у вас доверенный человек, который может приезжать, сюда, где я, чтобы мы через него коммуницировали?» Саакашвили отвечает: «Всегда можно найти людей, но просто надо обсудить с ними и тщательно пройтись по пунктам». Оба при этом соглашаются, что события идут «в правильном направлении».

Намёк властей очевиден. Якшание с кругом Януковича в Украине – это как в Польше коммунизм, клеймо последнего разбора. Генпрокурор Луценко заявил, будто Саакашвили уже получил от Курченко полмиллиона долларов – на расходы по уличной дестабилизции. Со своей стороны, Саакашвили назвал обвинения ложью и фейком: «С Курченко я вообще лично не знаком и слабо знаю, кто он такой». Его сторонники, понятное дело, тоже не верят. Контрреволюционность лидера, его контакты с врагами народа – такое представляется им полным абсурдом.

Силовое освобождение привело к новому уголовному делу

Но вернёмся к утренним событиям на Костельной. Едва ли правоохранители рассчитывали взять подозреваемого «без дыма». Это было бы слишком наивно. Саакашвили достаточно известная личность. Но то, что стало происходить, всё-таки превзошло самые настороженные ожидания. Саакашвили вырвался из окружения и пробрался на крышу дома. «Меня хотят похитить, потому что я встал на защиту украинского народа! – провозгласил он с высоты. – Порошенко – вор, Порошенко – изменник! Что бы со мной ни произошло, народ, я призываю выйти на улицы и продолжать бороться! Не допустите беззакония и воровства Порошенко и его банды!»

Он предупредил, что прыгнет с крыши, если к нему рискнут прикоснуться. Но на крышу выдвинулся спецназ, обученный для таких ситуаций. Прыгнуть Михо не успел. Сверху вниз он спускался в наручниках. Однако на Костельную уже прибыли активисты его движения. Собранные по тревоге ближайшими соратниками Давидом Сакварелидзе и Иваном Слободяником. Началась разведка боем – свалка активистов с полицией. Пресс-секретарь МВД Артём Шевченко сообщил, что «несколько правоохранителей» подверглись физическому насилию. Был госпитализирован и один из сторонников Саакашвили.

Народу становилось всё больше. Подоспели депутаты Верховной Рады – Мустафа НайемВиктор Чумак. Завязался стихийный митинг. В полицейской машине вышибли стекло, в толпу пустили слезоточивый газ… «Автозак»-микроавтобус с Саакашвили с трудом тронулся в путь.

Далеко он не уехал. Вскоре после двух часов дня толпа сторонников Михо блокировала проезд. Активисты забрались на крышу спецтранспорта, выломали заднюю дверь, отбросили силовиков и освободили задержанного. Как говорится последние четыре года: «Это Украина».

Триумфатор Михо выступил перед освободителями: «Я останусь бороться в Украине, умру за Украину, потому что я обязан вам не только возвращением на Украину, но и сейчас своей свободой. Моя жизнь принадлежит вам». И призвал тут же идти к Верховной Раде, добиваться импичмента: «Я призываю всех на Майдан, начать процесс освобождения страны от Порошенко!» Призыв услышали быстро. К зданию Рады прежде демонстрантов стянулись сотни полицейских и спецназовцев СБУ.

Толпа двинулась на Раду по легендарной улице Грушевского. Быстро соорудили трибуну, на которую примерно в без десяти три вышел Михаил Саакашвили. Он вновь объявил Петра Порошенко «изменником Украине» и обвинил его в коррупционном сговоре с властями РФ. Как видим, взаимные обвинения в целом идентичны. Вроде дебатов Гиркина с Навальным, когда оба, по выражению ведущего «обзывали друг друга Путиным».

На момент написания этой статьи, новых столкновений не отмечалось. Но сказали друг другу больше чем достаточно. Прокуратура открыла новое уголовное производство. Теперь по статье 343 УК Украины: «Вмешательство в деятельность сотрудника правоохранительного органа, сотрудника государственной исполнительной службы». Как значится в прокурорском заявлении, «в связи с «освобождением» задержанного Саакашвили».

Саакашвили – патриот идеи «холодного» капитализма

Что же всё-таки происходит в Украине вокруг этой фигуры? Напомним вкратце развитие сюжета. Михаил Саакашвили активно поддерживал Майдан в 2013/2014, выступал в Киеве перед революционными толпами. Петра Порошенко он знал давно, будущие президенты вместе учились в Киевском университете. Никто не удивился, когда в начале 2015 года Саакашвили был назначен советником президента Порошенко.

Несколько большее удивление вызвало назначение Саакашвили главой администрации Одесской области, состоявшееся 30 мая того же 2015-го. С другой стороны, многие посчитали, что известный управленческий стиль Михо, его энергичная жёсткость – действительно то, что требуется. Саакашвили – патриот своей идеи, которую готов претворять в жизнь везде, куда приведёт судьба. Идеи «холодного» капитализма – ультралиберального, не слишком социального, но высокоэффективного. Жёсткая конкуренция, грамотная администрация, сильная полиция. «Сверкающее с иголочки государство» – назвала эту модель Юлия Латынина. Сам Саакашвили говорил о своей мечте создать «второй Сингапур».

Та же Латынина объяснила поражение Саакашвили в 2012 году (после девяти лет правления) простой причиной: «У него не нашлось людей, готовых за него громить избиркомы». А не нашлось – потому что не искалось. Как оппозиционер Михо способен на многое (хотя тоже далеко не на всё). Но как глава государства он ни на йоту не отступал от законов и сурово боролся с понятиями. Чего требовал от каждого грузина. В результате Саакашвили свергли те избиратели, что не хотели пристёгивать ремень в машине, зато хотели спокойно носить в кармане финку.

В Одессе такое во многом повторилось. Объявленная Саакашвили война криминальным группировкам и коррупционным схемам вызвала сходную реакцию. А привычки размашисто решать вопросы привели к конфликтам на грани рукоприкладства. В том числе с премьером Яценюком и министром внутренних дел Аваковым. Что уж говорить об Игоре Коломойском, с которым ситуация у Саакашвили балансировала на грани войны в буквальном смысле.

В отставку 9 ноября 2016-го Саакашвили уходил со скандалом и при разрушенных отношениях с Порошенко. Который сделал выбор в пользу системы, а не кума-реформатора. Так пресеклась государственная карьера Саакашвили в Украине. Мало кто сомневается, что из Одессы он намеревался перебираться в Киев на премьерский пост. Не только из властолюбия и честолюбия, хотя, конечно, далеко не без этого. Главное для него всё же в другом – очередной дубль сингапуризации.

Переругавшись с президентом, Саакашвили на некоторое время уехал из Украины. 26 июля 2017 года конфликт перешёл в новую фазу: Порошенко лишил Саакашвили ранее предоставленного украинского гражданства. «Это выглядит как классическая ошибка, которую по аналогии сделал Янукович, когда посадил в тюрьму Юлию Тимошенко. И после этого у Януковича закончилась спокойная жизнь. Судя по всему, Порошенко, как и Януковичем, двигают эмоции. У нас президент через два-три года правления становится миллиардером и грубым человеком. Отсюда резкие движения, которые плохо отражаются на биографии», – прокомментировал директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.

«Новые силы» не ищут союзов, но союзники появляются

В феврале 2017-го Михаил Саакашвили перестал быть в украинской политике эксцентричным одиночкой. Он учредил партию «Рух новых сил». Радикальный евролиберализм в стратегии, способность к эксцентричным шагам в тактике. Свой потенциал партия продемонстрировала в сентябре, когда был прорван пограничный кордон, пытавшийся преградить Саакашвили въезд в Украину из Польши.

Саакашвили высказывался в том плане, что поиском союзников не озабочен. Но таковые появились. И достаточно серьёзные. Например, «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. И даже Юлия Тимошенко. Сочетание довольно взрывное. (Это при том, не забудем, что в российско-грузинской войне 2008 года Тимошенко – тогда премьер-министр Украины – однозначно и демонстративно поддерживала РФ.)

«Михаил Саакашвили обладает политическим весом и огромным ударным потенциалом, – считает украинский консервативный политолог Юрий Тур. – Блоку Петра Порошенко выгодно было направить этот потенциал на удельных князьков, заинтересованных в раздроблении страны, использовать его против политических противников. Порошенко предложил альтернативу для Украины, уставшей от вражды Донецка с Днепропетровском. Третью силу, независимую от старых кланов. К сожалению, этого не произошло. Сейчас Порошенко и Саакашвили заняты взаимопогашением, и на пользу стране это не идёт. В третьей силе запущен механизм взаимоуничтожения, включён режим внутренней борьбы. Кроме того, Саакашвили мыслит категориями Грузии и не желает понять, что в современной парламентской Украине у президента совсем другие полномочия, он зависим от коалиционного соглашения, вынужден идти на мелкие компромиссы ради более крупных целей, обзаводиться ситуативными союзниками и политическими попутчиками из числа региональных элит и т.д. Саакашвили не замечает, какие силы окажутся в выигрыше от схватки двух тяжеловесов». По мнению политолога, «Саакашвили оказался в роли Порошенко начала 2014 года, сидящего с народом у костра. Он человек крайне эгоцентричный, эмоциональный, горячий – в этом его сила. А наш народ любит преследуемых, склонен им помогать».

Праворадикальные националисты и солидаристы оценивают ситуацию по-своему. «Правый сектор» держит дистанцию. Саакашвили не поддерживает, но внимательно следит за ситуацией. Добровольческий Рух ОУН идеологически весьма далёк от Саакашвили. «Бандеровская» доктрина социальна в своей основе и базируется на национальном солидаризме. Однако в сложившейся ситуации лидер «ОУН» Микола Коханивский скорее на стороне Михо. Но в очень особом формате: «Никоим способом не поддерживаю Саакашвили, не вижу его ни на одной государственной должности в будущей украинской державе. Но, если бы Михо сегодня арестовали, завтра полетели бы головы националистов, добровольцев, волонтёров, активистов. И очень трудно было бы этот каток репрессий остановить. А когда националисты массово присоединятся к протесту, он перерастёт в революцию, и режим рухнет». При этом Коханивский обращает внимание ещё на один парадокс. Саакашвили – «евролиберал, хотя и с диктаторскими замашками». Сторонник сугубой законности, исключительно правовых методов. «Но и либерала освободили только силовым способом, что подтверждает тезис – только активное сопротивление режиму внутренней оккупации даёт результат. Так было во время Революции Достоинства».

Националисты ожидают в ходе протестов «украинского Джорджа Вашингтона, украинского Аугусто Пиночета, нового Степана Бандеру». Проявляется интерес и к наследию Эфраина Риоса Монтта. Хотя к Бандере, пожалуй, ещё ближе Роберто Тиеме и Сисньега Отеро. И будет, конечно, стильно, если такие фигуры выдвинутся на событиях, запущенных либералом Михаилом Саакашвили.

Генпрокурор ультимативно назначил срок: сутки

Между тем, вечером Саакашвили объявлен в розыск (хотя не сказать, чтобы он прятался). Представление Генпрокуратуры вручено начальнику Национальной полиции Украины Сергею Князеву. Происшедшее сегодня квалифицировано как «бегство из-под стражи во время транспортировки к следователю СБУ».

Генпрокурор Луценко ультимативно назначил срок – сутки. За это время Саакашвили должен добровольно явиться к следователю. Тогда можно будет подумать о мере пресечения в виде домашнего ареста. «Считаю, что приход к следователю завтра, в среду, 6 декабря, с девяти ноль-ноль в СБУ на улицу Воровского лично Михаила Саакашвили избавит страну от лишних потрясений. Надо даже для врага оставлять место для чести и личного достоинства. Михаил Саакашвили, безусловно, известный международный деятель, и именно в этом есть самая большая проблема сегодняшнего дня, – сказал Луценко. И добавил: – Никаких силовых акций с пролитием крови, чего желают уже несколько месяцев организаторы этого шабаша, мы будем стараться не допускать».

Но это – далеко не всё, сказанное властями. В выступлении Луценко прозвучало словосочетание «Русская зима» в Киеве» – за срыв которой генпрокурор поблагодарил СБУ. Он призывает оппозиционеров «протестовать, но не исполнять сценарий Москвы». Исполнитель московского сценария – вот так оценивается сейчас Саакашвили на официальном уровне. Хотя Луценко признаёт, что «прямых доказательств пока нет».

Впрочем, как говорилось выше, Саакашвили о Порошенко сообщает ровно то же самое. Итог многолетней дружбы. Бывает, увы, и так.

Никита Требейко, «В кризис.ру»