В начале июня в Государственной Думе во втором чтении будут слушаться поправки в Гражданский кодекс РФ, цель которых в распространении на лиц с ментальными нарушениями понятия «ограниченная дееспособность» без ее полного лишения. Поправки – важный шаг к приведению российского законодательства к нормам ратифицированной международной Конвенции о правах инвалидов.
Накануне слушаний, 4 июня, пройдет заседание Конституционного суда по резонансному делу о нарушении конституционных прав и свобод Ирины Деловой. Решение КС, убеждены в общественной организации «Перспективы», может стать прецендентом, который положит конец череде необоснованных лишений дееспособности в системе психоневрологических интернатов и не только.
Ирина Делова проживает в течение всей жизни в интернатных учреждениях, имеет тяжелые двигательные ограничения и сложности произношения, связанные с физическими особенностями. Несмотря на это, Ирина самостоятельно решает многие вопросы, касающиеся ее повседневной жизни в интернате: расходование пенсии, выбор и покупка одежды, продуктов питания и т. д.
Тем не менее в 2008 году интернатом было подано заявление в суд о признании Ирины недееспособной, обоснованное наличием у нее диагноза, связанного с «интеллектуальным нарушением». Суд вынес заочное решение в пользу интерната.
Делова попыталась обжаловать решение, но, несмотря на наличие в судебно-психиатрической экспертизе сведений о том, что у Ирины сохранена способность к пониманию значения своих действий в сфере доступных в быту гражданско-правовых отношений, 11 ноября 2010 года суд подтвердил вывод о недееспособности.
Ириной была подана жалоба в Конституционный суд. Перед судом ставится вопрос о том, насколько соответствуют Конституции РФ взаимосвязанные положения Гражданского кодекса. Важным аргументом жалобы является и то, что ряд положений ГК РФ прямо противоречит только что ратифицированной Россией Конвенции о правах инвалидов.
Конвенция предполагает обеспечение таких мер реализации правоспособности инвалидов, которые бы «ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией».