Российско-украинское противостояние накаляется. На границе сосредоточена стотысячная группировка войск РФ. Не публицист, а бригадный генерал Кирилл Буданов, начальник украинской военной разведки, прогнозирует столкновение с января на февраль. Кремлёвский агитпроп кричит о «беспочвенном нагнетании», но не в силах сдержать истеричный экстаз. Страну и мир приучают к войне раньше, чем она началась. Тридцатилетие украинского референдума о независимости отмечается в большой тревоге.

Вашингтон даёт понять, что в стороне не останется. Но в должную решимость администрации Байдена верят не слишком многие. Украинские власти на этом фоне заняты непонятно чем. Владимир Зеленский лишь констатирует факт стягивания войск к границе (не украинских, отметим). Складывается впечатление, что его больше волнует моделирование «путчей» против себя. Всё равно чьих или каких – хоть «третьего Майдана», хоть «заговора олигархов». Человек, самонадеянно взявшийся не за своё, рано или поздно сломается. Как правило, а наименее удачный для этого момент.

Дипломатическое ведомство РФ повторяется в своём настрявшем репертуаре. Министр Лавров продолжает долбить про то, как «государства Запада не первый год провоцируют Украину и другие страны на действия против России, и мы не имеем права исключать вероятность того, что киевский режим сорвется на военную авантюру». Некоторый смысл тут есть: демонстрируется, что предлог на случай решения о вторжении уже заготовлен.

Добавил бензина Лукашенко антиукраинскими речами по поводу «войнушки» и Крыма. Минский диктатор больше не играет в многовекторность и прямо даёт понять, чью сторону он займёт. Деваться ему, собственно, и некуда. Только правящий режим РФ способен гарантировать вассальной лукашистской диктатуре хоть какое-то продление существования. Как бы то ни было, ещё один штык в арсенале партии войны.Обострение на Донбассе началось, как водится, с активизации боевиков ДНР/ЛНР, обстреливающих украинские позиции. Формально на линии разграничения действует режим прекращения огня. Но канонада слышалась регулярно. Украинская разведка сообщала об участившихся случаях появления российских дронов. Недавно войска радиоэлектронной борьбы Украины засекли и принудили к посадке беспилотный аппарат «Орлан-10». И вообще, не забудем: никаких ДНР и ЛНР как самостоятельных факторов не существует. Это имперский авангард, захвативший плацдарм на территории соседней страны. Серьёзных шагов по своей инициативе никто там не предпримет. И если что-то случается, значит, с кремлёвской санкции или по кремлёвскому приказу. Если конфликт разжигают, значит, это нужно. И не «кому-то», как в известной романтичной фразе, а – ясно кому. Ясно даже зачем, но об этом ниже.

Современные средства слежения исключают сокрытие крупных перебросок войск и военной техники. В ряде интернет-изданий появились спутниковые снимки, на которых отчетливо видны танки, бронетранспортеры и ракетно-пусковые установки. Расквартированные на Крымском полуострове и вблизи континентальной границы. Военные эксперты полагают, что в арсенале российской группировки имеются ОТРК «Искандер» и ТОС-1А «Солнцепёк».

По мнению заместителя секретаря Совета национальной безопасности Украины Руслана Демченко, опасность вторжения возросла, но оценить степень готовности не удаётся. Слова Демченко не следует принимать некритически: он может иметь свои прокремлёвские резоны, в 2010 году был среди лоббистов Харьковских соглашений. Но весной российские маневры были масштабнее. В сугубо цифровом выражении. Тогда украинская разведка зафиксировала 6 тысяч единиц крупногабаритной военной техники, а в ноябре только 2,5 тысячи. Но передислокации постоянно отслеживаются. Детальное изучение фотографий показало, что техника перебрасывалась из Сибири и принадлежит 41-й российской армии, отметил Демченко.

Свою оценку происходящего дал и бывший помощник генсека НАТО генерал-лейтенант Генрих Браус. Он назвал три возможные цели российских маневров: запугивание украинского руководства, локальная операция на Востоке Украины или масштабное нападение для захвата новых территорий. Ситуация обсуждалась во время брюссельского визита директора национальной разведки Соединённых Штатов Эврил Хейнс. Но официальные заявления не выходят за рамки выражения обеспокоенности.Украинская тема неизбывна в кремлёвском дискурсе. Революции, сломавшей путинский проект «СССР-лайт», уже восемь лет – и она не подавлена. Хотя на подавление было брошено многое. Цена немалая – обвал международных позиций, санкционные и прочие потери. С другой стороны, антиукраинская контрреволюционная истерия очень помогла предельному завинчиванию внутри России. Укрепившему на текущий момент правление номенклатурной олигархии. Но досада и страх остались. Не личные (хотя есть и это) – глубинно-классовые.

«Им нужна международная напряжённость, как вору нужен покров ночи», – писал Владимир Буковский о советских вождях четыре десятилетия назад. Кардинальных изменений с тех пор не произошло. Балансирование на грани войны, истерия насилия и мракобесия, даже устроенный Лукашенко миграционный кризис нужны Кремлю для «разводки» собственного населения. Метко сказано: людей интересуют цены и пандемия, Путина – войны и юбилеи. Нарастающее недовольство реальными проблемами раз за разом направляют в имперско-шовинистическое русло. Но с каждым новым витком это становится всё труднее. Какой-то товар придётся показывать лицом.

Отсюда и опасность, что нынешнее обострение на блефе не остановится. Встреча с реалиями социально-экономическими страшит кремлёвский двор сильнее военной реальности. Если решение ещё не принято, то только потому, что прикидка «цена/качество» не произведена до конца. И тут решающее значение имеет внутренне положение Украины. Только потенциал сопротивления способен гарантировать от удара.

Создаётся впечатление, что в окружении президента Зеленского, скажем так, не склонны драматизировать. В этом есть некоторый резон. Действительно возможно, что на данном этапе Кремль скорее блейфует, чем готовится к реальной войне. (Например, британский эксперт Джефф Хоун отмечает: Москва не стремились скрывать передвижение живой силы и техники, что свидетельствует не о намерении атаковать, а о демонстрации силы.) Но есть большие сомнения, квалифицированно ли просчитывается ситуация.

Наличие в «Зе-верхушке» сильного коллаборационистского лобби давно считается общим местом. Обычно такие силы связываются с вполне конкретной фигурой: руководителем Офиса президента Украины Андреем Ермаком. Лобовые попытки «шагнуть навстречу» до сих пор терпели поражения: уличный отпор чётко прочерчивал красные линии. Сейчас, по мнению ряда экспертов, избрана другая стратегия: скомпрометировать Зеленского, сделать его «нерукопожатным» и дома, и на Западе, максимально везде изолировать. Чтобы полная безысходность вынудила идти с повинной к Путину.

И вот – комические выступления главы государства. И вот – утечки про готовящийся госпереворот под руководством Рината Ахметова. Нашлись наблюдатели, увязавшие этот «Зе-карнавал» с далеко не юмористической концентрацией войск на границе. Может быть, к ним и стоит прислушаться. Сегодня на акции впервые за два с половиной года прозвучало требование отставки Зеленского. И тем более зачистки президентского окружения, прежде всего руководства ОПУ.Военные конфликты развиваются по своим законам, часто вопреки воле сильных мира сего. Происходящее сегодня на восточных рубежах Украины – опасная игра с огнём. Слишком долго висит ружьё на стене, чтобы ему не выстрелить. Любой опрометчивый шаг может стать триггером катастрофы.

А вообще война против «цветной революции» – и уж тем более не цветной, а нормальной, как Майдан – бессмысленна по определению. Она не может быть выиграна. Символическое тому подтверждение – день 1 декабря 1991 года. 30-я годовщина голосования украинцев за независимость своей страны. Отмеченная как раз сегодня.

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»