Два образа явились символом дня. Путин на космодроме Восточный. Грозные обещания дойти до целей, вознестись до космоса. Путинский кум Медведчук в наручниках – результат спецоперации СБУ. Бои на украинском востоке. Мариуполь продолжает сопротивляться. В Буче снова находят мёртвых. В Москве снова ищут «фейки» и сажают под арест за изменение траектории при виде полицейского. Не зря президент РФ анонсирует космические свершения. Что-то и впрямь грядёт.
Космодромная встреча президентов РФ и РБ и совместная пресс-конференция стали немаловажными мероприятиями. Как и вчерашний контакт Путина с австрийским канцлером Карлом Нехаммером. В России и мире распространялись иллюзии насчёт некой дезорганизации и даже раскола кремлёвской верхушки. Высказывались предпоожения, будто там потеряна управляемость. Якобы Мединский и Абрамович, как здравомыслящие «сислибы», по-своему тянут к замирению – но мешает чудовищная «партия войны» в лице Кадырова и Медведева, контролирующая РИА «Новости». В результате Лавров, Песков и Захарова совсем запутались, каждые десять дней меняют задачи «спецоперации», а генералам приходится метаться между Киевом и Донбассом.
Всё оказалось проще. Политику определяет Путин. Государственный аппарат и военное командование выполняют его директивы. Он полностью отвечает за всё.
И он не намерен менять курс. Война и диктатура. Проблема даже не чьих-то психологических особенностях (хотя и они налицо). Правящей олигархии просто нечего предложить, кроме маоцзэдуновского «коронного номера». Ибо зажились и исчерпались. Вспоминают про сдохнуть в раю.Для публичного выхода Путина с Лукашенко был избран День космонавтики. Печальные размышления о судьбе великой даты 12 апреля пришлись на прошлый год. Сегодня по этому поводу глава РФ вновь демонстрировал легендарные исторические познания. Рассказал, например, о «тотальных санкциях», под которыми находился СССР времён Спутника и Гагарина. То есть при Хрущёве – в годы Московского фестиваля и «лицом к лицу с Америкой»… Что ж, век живи, век учись.
«Будем поднимать свои компетенции», – прозвучала президентская установка на экономико-технологическую автаркию. Поднимать, значит, в космосе. Но не только. Экономические потери от санкций режим намерен компенсировать общим «подъёмом своих компетенций». Проще говоря, усилением внутренней эксплуатации. Как рекомендовали в своё время сторонники Троцкого, которого Путин издавна путает с Бернштейном. Черты перехода к мобилизационной экономике обсуждаются уже либеральными экономистами.
Девять десятилетий назад такие дискуссии обернулись великим переломом. Сейчас такое едва ли потребуется. Хватает административного кодекса, статья о «неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции». Только что на этом основании получил пятнадцать суток оппозиционный публицист Владимир Кара-Мурза. «При виде сотрудников полиции повёл себя неадекватно, изменив траекторию движения, ускорил шаг и на требование остановиться попытался скрыться», – сказано в рапорте. На подавление легальной политоппозиции достаточно и этого. На оппозицию глубинно социальную, с иной траекторией, заготовлены темы пожёстче.
Лукашенко обещался помочь с «объединением научно-промышленного потенциала» и «не париться из-за этих санкций». Беларускому диктатору не осталось хода из-под российского. Картины позапрошлого года, хотя и не развернувшиеся в полноценный Майдан, незабываемы. Как любое дыхание конца. Московский властитель такого пока не прошёл, но минский ушиблен навсегда. И потому уже не оторвётся.
Когда-то Лукашенко считали чуть не союзником Украины. О таком полезно иногда вспоминать, как о западническом либерализме Путина, просившегося в НАТО. Дабы не повторяться в малоумных расчётах-просчётах. Сегодня Лукашенко подпевает Путину про «провокацию в Буче, устроенную англичанами», хвалится связями своего КГБ с путинской ФСБ, обещает засыпать паролями, явками, номерами автомобилей.С непередаваемым удовольствием произносит Путин модное словечко «фейк». Запущенное в медиа, сложившихся в его времена. На этот раз о Буче ныне и Сирии прежде. Но мог бы взглянуть шире. «Фейковое государство» – так не раз и не два называли правящий режим РФ.
Не в том смысле, что этого государства не существует. Тут с реальностью не поспоришь (трагедии Украины и Сирии подтверждают наглядно). Но водопад лжи, манипуляций, разводок и соскоков давно превращён в важнейшей элемент государственной политики. Россияне многократно убеждались: сверху катит вал непрерывного вранья. Поэтому многие склонны думать, будто ложь царит везде и всегда. Власти приучили к этому массы и привычно пользуются этой наивностью.
«Методы внутренне оправдываются уверенностью в том, что все люди – свиньи», – описывал автор «Номенклатуры» Михаил Восленский ментальность советского учреждения, из которого вышел Путин. Эта местечковая мудрость, весьма комфортная при определённом образе жизни, насаждалась целенаправленно. Все врут. Кругом фейк. Нет выбора.
Путин подтвердил намерение достигнуть «изначальных целей спецоперации». Сами цели уже не уточняются. Зато наскоро объяснено отступление от Киева и Чернигова: дескать, российские войска сковывали там силы противника, чтобы укрепиться на главном – донбасском – театре. «…Ну да! Это фронт мы сокращаем. Двиньтесь-ка сюда!» – пародировал Самуил Маршак в 1944 году военную пропаганду тех, кто тогда практиковал символ Z.
Важнее другое. Опять-таки сказанное самим Путиным: «То, что происходит на Украине – это трагедия. Но просто не было выбора. Вопрос только был во времени, когда начнётся. Вот и всё». В это стоит вчитаться и перечитать. Можно несколько раз. Ибо, как ни странно, сказана правда.
Свободная Украина – это пример России и memento mori номенклатурной олигархии. Геополитика тут не слишком значима. Разговоры о происках Вашингтона, «однополярном мире», угрозе НАТО, прочие телешарманки можно пропускать как шум. Суть в ином. Украинский Майдан необратимо свалил проимперскую номенклатуру. Созданный прецедент сделал и российские перемены действительно вопросом времени. 24 февраля (кстати, 102-я годовщина принятия программы НСДАП – сумели же подобрать «день Z») совершилась отчаянная попытка оттянуть неизбежное. Да, именно – «вот и всё».Тем временем Служба безопасности Украины успешно провела свою спецоперацию. Задержан и взят под стражу Виктор Медведчук. Председатель политсовета прокремлёвской партии ОПЗЖ, бывший вице-спикер Рады, «олигарх старого призыва». Кум Путина, лидер и символ пропутинских группировок. Ещё в прошлом мае Медведчуку предъявлено обвинение в госизмене. Он находился под домашним арестом. В марте, под грохот канонады, сумел бежать. И вот: «Ты можешь даже надеть украинскую военную форму для маскировки… Но поможет ли тебе это уйти?» – риторически вопрошает СБУ на своём телеграм-канале.
«Он сейчас очень много интересных подробностей расскажет», – предсказывает советник Офиса президента Украины Алексей Арестович. «Чтобы выжить, ему нужно спрятаться в украинской тюрьме. Иначе его обязательно ликвидируют как человека, который регулярно врал о настроениях в Украине, воровал деньги и в итоге стал одним из инициаторов войны», – полагает другой советник Михаил Подоляк. Финиш Медведчука показательно уложился в информационный ряд: арест генерала ФСБ Беседы, отвечавшего за оперативную подготовку ситуации в Украине, неприятности Суркова, идеолога антиукраинских кружевоплетений. Проблемы того и другого исчерпывающе обозначил Подоляк на медведчуковском примере.
Однако президент Зеленский уже предложил обменять Медведчука на военнопленных украинцев. Мало беспокоясь о его судьбе. Что и понятно. Как-то не до безопасности путинского кума, если численность погибших в Буче уже превысила четыреста человек, в Мариуполе мёртвые на улицах, под Харьковом танковые бои, битву за Донбасс предрекают на уровне 1940-х и что ещё будет узнано в других возвращённых Украиной городах…
Виктор Тришеров, специально для «В кризис.ру»