СБУ и Генпрокуратура Украины предъявили обвинение в причастности к финансированию военных действий крупному российскому бизнесмену Михаилу Фридману, сообщает РБК. Утверждается, что с 24 февраля 2022 года Фридман вложил около 2 млрд рублей в предприятия ВПК РФ, включая Тульский патронный завод и Уральский оптико-механический завод. СБУ также считает, что Фридман имеет отношение к распространению сухих пайков, одежды и другой продукции под маркой «Армия России», а связанные с ним компании страхуют военную технику, жизнь и здоровье российских военных.

Фридману заочно сообщили о подозрении по части 3 статьи 110-2 УК Украины: «Финансирование действий, совершенных с целью насильственной смены или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины, совершенные группой лиц по предварительному сговору». По этой статье предусмотрено наказание до восьми лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Банкир-миллиардер Михаил Фридман, совладелец инвестиционного консорциума «Альфа-Групп», родом из Львова (о чём не раз напоминал). В своё время он принадлежал к первому эшелону российского олигархического бизнеса. Фридман обладал серьёзным влиянием даже в начале 2000-х, одно время считался из немногих частных магнатов, чьё мнение учитывает Владимир Путин. Даже после ослабления политических позиций его бизнес продолжал развиваться.

В 2016 году Михаил Маратович объявил, что обратит всё своё состояние на благотворительные цели. Образ жизни Фридмана и его семьи отличался демонстративной скромностью. Он финансировал память о Холокосте, внёс большие средства в строительство мемориала в Бабьем Яру, развивал проекты во Львове. При этом он не имел отношения к какой-либо оппозиционности, был вполне лоялен правящему режиму РФ и выполнял конфиденциальные поручения Кремля по части противодействия международным санкциям.

Кремлёвскую «спецвоеноперацию» Фридман поначалу скорее осудил, но в весьма осторожных и аккуратных выражениях. Военные действия он назвал трагедией и для украинского, и для российского народов. Однако уже в марте 2022 года он попал под санкции Евросоюза, Великобритании, Канады и Австралии, в апреле – Новой Зеландии, в августе – США, в октябре — Украины. Ему пришлось покинуть посты в руководящих органах банков и компаний, планируется продажа акций. Основанием для санкций явилась несомненная связь Фридмана с Путиным, выполнение его поручений – и соответственно, разделение ответственности за международное насилие.

В защиту Михаила Фридмана выступали видные фигуры определённого крыла российской эмигрантской оппозиции – «родом из олигархической Москвы девяностых и двухтысячных». Достоянием гласности стало письмо в инстанции Евросоюза с просьбой о снятии с него санкций. Доброжелатели Фридмана напоминали о его либеральных взглядах, благотворительной деятельности, антивоенных высказываниях, оказанной конкретной помощи. Звучали даже фантастического плана намёки, что именно Фридман и такие, как он, способны организовать «раскол элит» и изменить положение в РФ. Официальные украинские обвинения в финансировании «СВО» создают в этом плане определённую неловкость.