В Петропавловской крепости подвели итоги конкурса проектов памятника великому артисту Фёдору Шаляпину. Этим аккордом, вероятно, завершаются в Петербурге мероприятия, посвящённые его 150-летию. Конкурс выдался мощным. Участвовали десятки скульпторов всей необъятной. Это понятно ― памятник будет установлен в самом центре Северной столицы, в Александровском парке возле Музыкального театра. Уже год носящего имя Шаляпина.

Тут надо отдать должное. Перед нами примеры мужества. Достойные самого Фёдора Ивановича. Чтоб так вот запросто, в наши-то дни духовных скреп и традиционных ценностей ― всерьёз воздвигать памятник пособнику террористов и иностранному агенту.

Речь не о политике. Хотя: «У нас всегда, ― говаривал более сотни лет назад глава Дирекции Императорских театров Владимир Теляковский, ― старались любой поступок Шаляпина, если только это было возможно, неизменно рассматривать с точки зрения политики». При том, что сам Шаляпин политикой вовсе не увлекался. Не то, что его ближайшие друзья ― актёр-анархист Мамонт Дальский и пролетарский писатель Максим Горький. Однако январе 1905-го подписал «Постановление московских композиторов и музыкантов»: «Россия наконец должна вступить на путь коренных реформ». А весной того же года на революционном митинге в Киеве спел «Дубинушку». После концерта передал все деньги «на хлеб» бастующим рабочим.

Так и говорил потом: совершил-де грех, «который долгое время не могли простить мне хранители „устоев“ и блюстители  „порядка“». Потом ― в столичном «Метрополе» на банкете в честь царского манифеста. Спел и стал обходить зал со шляпой в руках. «Никто не спрашивал, на что он собирал, ― вспоминала Татьяна Щепкина-Куперник. ― Знали отлично, что деньги пойдут на революционные цели… Собрал он огромную сумму». А потом ещё и ещё.

Настал 1907-й ― год столыпинского подавления Первой русской революции. И Шаляпин отказался исполнить партию Ивана Сусанина в патриотической опере «Жизнь за царя».  Отказался он от такой чести и во время Первой мировой. «Если взглянуть серьёзно на всю нашу жизнь и увидеть тот ужас, к которому привели нас традиции, глупейшие и ничтожнейшие, то думается мне ― как смешно будет в дни, когда целый народ, может быть, стоит на краю гибели, когда гибнут сотни тысяч людей, исключительно от заведённых нашими царями и их жалкими приспешниками традиций, для них только удобных, повторяю, как смешно будет распевать “Жизнь за царя”!»

Восторженно встретил Шаляпин Февральскую революцию. Поздравлял всех «с великим праздником свободы в дорогой России». Агитировал за Временное правительство, заседал в Комиссии по делам искусств. Да и Октябрьский переворот поначалу воспринял с энтузиазмом. Напомним: не он один. Всё у него вроде складывалось как нельзя лучше: назначили художественным руководителем Мариинского театра. А ровно 105 лет назад (не очень круглая, но всё же дата) ―13 ноября 1918-го ― Фёдор Шаляпин стал первым народным артистом России.

Сенсации в этом не было. Большевики просто констатировали очевидный факт. Как при присвоении Алле Пугачёвой. Кто-то в СССР или в РФ сомневался, что она народная? Для таких титулы и госнаграды не нужны. Всё и без этого понятно.

Вот и про Шаляпина сомнений не было. Но вскоре они возникли у самого Шаляпина. Слава и награды не застили ему глаза. Через пять лет безупречной службы советской власти он сказал: «А по разбойничьему характеру моему я очень люблю быть свободным и никаких приказаний ― ни царских, ни комиссарских ― не переношу». Уехал на гастроли за границу. Там и остался.

Иностранного агента (получал заграничные деньги) и спонсора терроризма (помогал белогвардейцам) лишили «народного» звания. Восстановили лишь в 1991-м. Теперь памятник ставят. Архитектурный конкурс эскизов организовал смольнинский комитет по градостроительству и архитектуре. Потрясающе. Ещё труднее поверить, что решение жюри будет утверждено.

Первое место заняла работа петербуржцев. Скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин выполнили эскиз по мотивам знаменитой картины Кустодиева. Авторы этого не скрывают. Но проект ― не отлитый в бронзе кустодиевский персонаж (представлены на конкурсе и такие). Это высокий, мощный реализм. Очень современный и актуальный. Если когда-нибудь будет создан, воплотит в шаляпинском образе символику наших дней. Гимн вдохновенному творцу и плач по безвозвратно гибнущей русской культуре.

Впрочем… Быть может, объяснение кроется в сроке установки памятника: 2026 год. Кто знает, что и как к тому времени будет обстоять. Забудут ли о памятнике, передумают ли ― либо наоборот, запоют в голос «Дубинушку»…

Юлия Кузнецова, «В кризис.ру»