В Сыктывкаре обыскана квартира члена Госсовета Республики Коми. Возбуждено уголовное дело по статье 282.3 УК РФ – «финансирование экстремизма». Фигурантом стал Виктор Воробьёв. Первый в России депутат, удостоенный звания «иностранный агент». Бывший лидер депутатской фракции КПРФ и при этом не член КПРФ. Противник правящего режима и войны с Украиной. Феноменальный депутат по нынешним временам. Таких теперь не бывает.

Уголовное дело касается донатов ФБК. (Причастность и помощь ФБК были криминализированы ещё при жизни Алексея Навального. Так и осталось по сей день, хотя после смерти лидера-основателя организация стала далеко не та.)  Причём переводил эти средства не Виктор Воробьёв, а его брат Илья. В московской квартире Ильи Воробьёва тоже проведён обыск. Но сам он находится за пределами РФ.

Статус Виктора Воробьёва в уголовном деле на данный момент неизвестен. Неизвестно также, какие ведомства озаботились его документами и оргтехникой. Можно предположить СК, ЦПЭ, ФСБ. Но ни следователи, ни политподразделение полиции, ни органы госбезопасности пока что не взяли на себя публичную ответственность. Такая скромность сама по себе любопытна.

Юрист, правозащитник и леводемократический активист, Воробьёв резко выступал против властей Коми, политики Кремля, нападения на Украину. Войну называл «несправедливой и аморальной, не несущей ничего, кроме крови, слёз и нищеты». В результате оказался «иноагентом». Впервые среди депутатов России.

Скоро недоразумение исправят, Воробьёв перестанет быть депутатом. Процедура вывода «иноагента» из законодательного органа прокрутится в ноябре.

Депутат Воробьёв требовал отставки главы Коми Владимира Уйбы. За нарушения Конституции при назначении премьера Антона Виноградова. (Если что, Уйба не прямой преемник арестованного Гайзера, но тоже деятель уверенный.) Запрашивал в путинской администрации текст указа о завершении мобилизации. Лично поручался за Бориса Кагарлицкого. Добивался прокурорского расследования убийства Навального. Посещал в сыктывкарском СИЗО Александра Скобова.

Конкретно из этого не удавалось практически ничего. Уйба на посту, указа такого не было, убийцы Навального в порядке, Кагарлицкий и Скобов в заключении. Но Воробьёв старался бороться. Слева. По закону.

Его обливали зелёнкой. Отключали трансляцию выступлений в Госсовете. Заставили сложить лидерство во фракции КПРФ. Но Воробьёв оставался убеждён – депутатство имеет какой-то смысл, даёт какие-то возможности, позволяет как-то участвовать в политике.

Он упорно полемизировал с радикальными оппозиционерами и эмигрантами. Категорически не соглашался с элементарным доводом: участие во властном органе означает причастность к власти и легитимизирует власть. Настаивал на обратном: присутствие «иностранного агента» в органе власти приводит к делегитимизации этой власти…

Но теории рано или поздно иссякают. Что сегодня и наблюдается.

Артём Михайлов, специально для «В кризис.ру»