По инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова местные законодатели внесли ряд немаловажных изменений в конституцию. В декабре текущего года в Узбекистане должны состояться парламентские выборы, а в первой половине 2015-го – президентские. «Интрига номер один» – пойдёт ли Каримов на свой очередной срок. Вообще говоря, действующая конституция ограничивает время пребывания одного человека на президентской должности двумя сроками, но это обстоятельство точно не стало бы преградой для 76-летнего патриарха узбекской политики, занимающего президентский пост с позднесоветских времён.
Крайне интересно, что сами по себе конституционные изменения направлены в сторону развития парламентаризма. Социально-экономическая политика отныне полностью переходят в ведение кабинета министров. Парламент получает права контроля над правительством и определения стратегии развития 28-миллионной страны. Очевидно, повысится роль парламентских политических партий, которых в Узбекистане несколько (например, народно-демократическая и либерально-демократическая), но при этом ни одна не является партией лидерского типа.
Наблюдатели усматривают в перспективе ещё одну интригу узбекской политики – неясное соотношение сил между региональными кланами. Специалисты по Центральной Азии выделяют применительно к узбекским реалиям прежде всего интересы самаркандского и ташкентского кланов. Неформальным лидером первого считают премьер-министра Шавката Мирзияева. Со вторым связывают первого заместителя главы правительства Рустама Азимова.
Предвыборный год принёс усугубление трудностей. Страна, на территории которой расположены месторождения природного газа, золота и урана, крупный экспортёр хлопка, не блистает по социальным и экономическим показателям. ВВП на душу населения в Узбекистане составляет лишь $3,5 тысячи (170-е место в мире), реальный уровень безработицы превышает 20% трудоспособного населения. Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности. О размерах массовой трудовой миграции из Узбекистана хорошо осведомлены жители российских мегаполисов.
Новейшие статистические данные, откровенно говоря, не внушают большого оптимизма. Так, 2014 год начался для республики с острого дефицита бензина и дизеля. Цены на бензин взлетели почти на 20%, однако на большинстве автозаправок, особенно в регионах, перебои с топливом теперь обычное явление. С каждым годом сокращается добыча нефти и газоконденсата. Узбекистан просто не инвестирует средства в разработку новых месторождений. По сравнению с 2003-м добыча нефти и газового конденсата в стране сократилась почти на 50%.
На этом фоне почти в полтора раза подорожал хлеб, прежде всего его «социальные» сорта. Увы, современный Узбекистан, дабы обеспечить хлебом своё растущее население, вынужден закупать зерно за границей. Отметим также, что впервые за всё начало XXI века на 2014 год узбекистанский парламент принял дефицитный бюджет. В общем, констатируют специалисты, у президента Каримова и его окружения всё меньше внутренних ресурсов для удержания ситуации.
И вот здесь таятся уже интриги внешнего измерения. Общеизвестно, что до сих пор каримовское руководство весьма умело лавировало между Вашингтоном и Москвой. Для американцев Узбекистан важен с геостратегической точки зрения, а также как «тыловая территория» в плане снабжения натовских баз в Афганистане. В 2012 году США возобновили поставки оружия в Узбекистан — в частности, средств разминирования, приборов для сканирования местности с воздуха, прослушивающей техники. Объём помощи со стороны Госдепа в 2013-м составил $12,6 млн долларов, более 30% этой помощи касается сферы безопасности. Но в последнее время администрация Обамы явно усилила контакты с либеральной и исламской оппозицией. Это заставило Каримова снизить интенсивность политического сотрудничества с Вашингтоном.
Казалось бы, это на руку Москве. Теоретически да, но, похоже, российскому руководству уже изрядно надоела ветреность южного партнёра. Постоянные качания то с вступлением в ОДКБ, то с выходом из него (последний раз Ташкент официально покинул промосковский военно-политический блок в 2012 году), помехи со стороны Узбекистана различным интеграционным процессам в ШОС не могут не тревожить Кремль. Равно как узбекистанские пошлины для промышленной продукции из РФ. При том, что такие корпорации-гиганты, как «Газпром» или МТС имели и имеют на территории Узбекистана очень серьёзные проблемы.
Очевидно, Ислам Каримов и в дальнейшем будет пытаться сыграть на противоречиях Москвы и Вашингтона в Центральной Азии. К удаче автократического руководства Узбекистана добавляется ещё один игрок и потенциальный заступник ташкентского режима – КНР. Эксперт Иннокентий Адясов подчёркивает: «Последние десять лет финансово-экономическая зависимость Узбекистана от Китая стремительно возрастала». Узбекистан служит для КНР важным источником природных ресурсов и ещё одним рынком сбыта китайских товаров. Собственно, по прогнозам, к 2016 году Китай должен поглотить весь экспортный газ из Узбекистана. Китайцы так же заинтересованы в узбекском хлопке, золоте и уране, КНР готова вкладываться в проект прямой железной дороги и автотрассы с Узбекистаном. Всё это обещает немало новых сюрпризов и интриг.