Два важных известия поступило вчера с экономических полей. Первое: премьер Медведев поручил правительству подготовить перенос штаб-квартир ведущих госкорпораций и госкомпаний на Дальний Восток. Таким образом выполняется президентская директива о развитии Дальневосточного мегарегиона, озвученная в последнем послании Федеральному Собранию. Второе: правительством внесён в Госдуму законопроект, упрощающий процедуру создания ООО. Снимается требование предоставлять заранее половину уставного капитала и открывать банковский счёт. Казалось бы, между двумя правительственными инициативами нет никакой связи. Если никак не вдумываться.
Смысл первой новации вкратце раскрыл Юрий Трутнев, с прошлой осени совмещающий вице-премьерский пост с подпредством в Дальневосточном федеральном округе. «Речь идёт о переносе головных офисов, переезде рабочего персонала, а в случае госкомпаний о переносе налогооблагаемой базы на Дальний Восток», — сказал он после совещания у Дмитрия Медведева. Однако он не назвал ни одной конкретной структуры, которой предстоит переместиться. Это выяснится в марте, когда в правительстве состоится очередное совещание по данному вопросу.
Тем временем министерство по развитию Дальнего Востока вновь инициирует создание профильной госкомпании, которая так и будет именоваться – «Дальний Восток». С ней предлагается аффилировать два некоммерческих агентства: одно для привлечения инвестиций, другое «по развитию человеческого капитала». Разумеется, на фоне массированного бюджетного финансирования дальневосточных «территорий опережающего развития». Минфин, по словам Трутнева, уже рассматривает вопрос о выделении 170 млрд рублей.
Идеологическое обеспечение освоения средств стартовало, как водится, немедленно. Руководитель «Национальной инновационной системы» — партийное подразделение «Единой России» — Виктор Зубарев выразил всемерную поддержку правительственным проектам. Однако он посчитал слишком узким технократический подход министерства – нужна «идеологическая стратегия на весь XXI век». На этот предмет, разумеется, уже создаётся «Фабрика мысли», планируется комплекс мероприятий… Интересно отметить, что Зубарев не просто функционер партии власти, а лидер Либеральной платформы ЕР. Знамение новых времён.
Идеологический элемент присутствовал и в послании Путина, которым обосновываются эти проекты. Президент говорил об не только о налоговых льготах, но и о «развороте России к Тихому океану». (Есть что-то в этой идее от концепций Николая II в самом начале века XX, до русско-японской войны…)
Прозвучали и диссонирующие голоса. Бывший губернатор Красноярского края, ныне депутат Госдумы Валерий Зубов вместе с директором Центра исследований постиндустриального общества Владиславом Иноземцевым советуют не «разворачиваться к океану», а сокращать расходы на силовые и престижные госпроекты: «Никакие корпорации, министерства и полпредства не вернут в регион средства, которые идут в итоге на Сочи, Чечню и силовые структуры… Если мы хотим увидеть восточную часть России более развитой, ее надо перестать грабить. И для этого не нужно философий и философов. Достаточно здравого смысла. Сибири нужна свобода. Прежде всего — свобода предпринимательства». Но вряд ли к подобному прислушаются. Очевидно, принято политическое решение о создании нового мощного комплекса бюрократических структур по географическому признаку.
И тут же новость из совсем другой оперы. Из закона об обществах с ограниченной ответственностью правительство предлагает убрать требования о половинной предоплате уставного капитала и об открытии временного счёта в банке (но при этом срок внесения полной суммы уставного капитала снижается с года до двух месяцев, может быть, до четырёх).
Подготовлена специальная «дорожная карта» упрощения регистрации частных предприятий. Число процедур для оформления ООО сокращается втрое (до трёх), сроки – вшестеро (до пяти дней). Цель – увеличить количество коммерческих структур малого и среднего бизнеса.
Казалось бы, смысл очевиден: рост частного бизнеса есть оживление экономики. Это общее место, которое можно не конкретизировать. Но в данном случае дело явно не только в этом. Похоже, задумано целенаправленное наращивание нового предпринимательского слоя — лояльного властям и способного разгрузить госструктуры от обременительных задач социальной адаптации в период ужесточения кризиса. Производить товарное обеспечение для масс, трудоустраивать бюджетников, оплачивать социальные обязательства, от которых постепенно отказывается государство – для таких целей разумно искусственно формировать класс новой буржуазии.
Треть века назад отмечался социальный факт, поразительный для марксистских догматиков, но на самом деле вполне закономерный. При тотальном кризисе в коммунистической ПНР именно индивидуальное крестьянство проявило наибольшую лояльность партократии. Рабочие «Солидарности» непрерывно бастовали и шли под танки в декабре 1981-го. Крестьяне – частные собственники получили тогда от коммунистов наследственные документы на землю и в основном успокоились.
В той же Польше экономист «Солидарности» Эдвард Липиньский называл экономику «комплексом социальных явлений». Главное в хозяйстве – человеческий фактор. Обновление бюрократии через географический крен, выращивание слоя поддержки через финансово-правовое поощрение – это эффективно, если своевременно.