Сегодня утром в помещениях администрации муниципального образования «Красненькая речка», дома у главы администрации МО и в офисе ООО «Нева» были проведены обыски. Оперативные мероприятия производились в рамках возбуждённого прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга уголовного дела по ст.159 ч.4 УК РФ («мошенничество») в отношении администрации муниципального образования «Красненькая речка». Предмет расследования — хищение 2,8 млн рублей из муниципального бюджета.
По итогам произведенных оперативно-следственных действий (осуществлённых сотрудниками Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти во взаимодействии с ОЭБиПК Кировского района) сегодня же была уточнена сумма хищений – 3,5 млн рублей. Уточнились и обстоятельства. Похищенные муниципальные средства предназначались на благоустройство девяти домов по проспекту Стачек и двух домов по улице Морской Пехоты. Подрядчик — ООО «Нева» — выполнил работы не в полном объёме. Однако акты приёма были утверждены и бюджетные деньги пошли на счёт коммерческой фирмы.
Виновные пока не установлены. Но с большой вероятностью можно предположить, что одним из них окажется глава администрации МО «Красненькая речка» Роман Морозов. Все юридически значимые документы по выполнению, приёму и оплате муниципальных контрактов проходили за его подписью. Коммерсанты из ООО «Нева» имеют более широкие возможности для «отхода» — они могут, например, сослаться на давление муниципального чиновника.
Особый колорит придаёт делу политический статус «Красненькой речки» — в позапрошлом году делегировавшей в спикеры сената Валентину Матвиенко. Избрание экс-губернатора муниципальным депутатом состоялось в августе 2011-го. В сентябре того же года МО «Красненькая речка» было осчастливлено неожиданно появившейся из бюджета Санкт-Петербурга субсидией в 7 млн рублей – именно на благоустройство домов и придомовых территорий. Эти деньги, как и добавленные впоследствии иные средства, легли в основу финансирования соответствующих работ.
Становится понятной сумма хищений – 3,5 миллиона рублей, то есть ровно 50% выделенной субсидии. Трудно исключить, что в данной ситуации деньги пошли на стимулирование муниципальной группы поддержки. Администратор при этом мог выступать лишь техническим исполнителем.
Проясняется и возможная причина возбуждения дела вкупе с достаточно решительными оперативными мероприятиями. Действующая администрация Петербурга продолжает курс на зачистку города от доверенных персон, структур и финансовых проектов времён губернатора Матвиенко. Иначе говоря, логика дела – не столько правоохранительная, сколько политическая. Поэтому дело, по всей вероятности, будет доведено до образцово-показательного финала.
Есть ещё три важных фактора. МО «Красненькая речка» курирует депутат Законодательного собрания Виталий Милонов, символизирующий клерикально-охранительные мотивы нынешней государственной идеологии. Его офисы ещё не обыскивались, о чём с удивлением сообщили СМИ.
Далее. Возбуждением дела дан последний сигнал матвиенковским кадрам: «уходите или живите честно». Наиболее вдумчивые это, кстати, уже поняли.
И последнее. Наверняка случайность. Тем не менее — практически одновременно с обысками — в прошло заседание правительства Петербурга. Рассматривался отчёт об исполнении бюджета за первое полугодие 2013 года. Глава Комитета финансов Эдуард Батанов сообщил также об обновлённом прогнозе дефицита бюджета на 2014-й. Согласно проекту, дефицит составляет 25 млрд рублей. Однако, по словам Батанова, уже сейчас можно говорить о кратном увеличении дефицита — в 2,3 раза. «Мы сейчас находимся в ситуации осени 2008 года», — сказал ведущий финансовый чиновник Северной столицы. Может быть, даже снижение «откатов» по государственным и муниципальным контрактам помогло бы сократить бюджетный дефицит?
Завершим следующим соображением. Одним из краеугольных камней кадровой и финансовой политики Валентины Матвиенко, особенно в последние годы её губернаторства, являлось принудительное единоначалие во всех сферах городской жизни. Альтернативные регулирующие группы жёстко подавлялись. Наиболее известный и тяжкий по последствиям пример – эпопея «ночного губернатора». А между тем, сохранись этот фактор – быть может, кадровая конкуренция делала бы потенциальных коррупционеров если не честнее, то хотя бы осторожнее?