Президентско-правительственное совещание по подготовке федерального бюджета на будущий год превратилось их технического мероприятия в политическое событие. Владимир Путин поручил премьеру объявить выговоры трём министрам – главам Минтруда, Минрегиона и Минобрнауки. Максим Топилин, Олег Говорун, Дмитрий Ливанов вызвали недовольство президента из-за невыполнения конкретных указов. Но общие указания относительно вёрстки бюджета заставляют задуматься, насколько правительство вообще соответствует задачам момента в президентском понимании.

Совещание было весьма представительным. Президента сопровождали глава администрации Сергей Иванов и помощник по экономическим вопросам Эльвира Набиуллина. Правительственная сторона была представлена шире — наряду с премьер-министром Дмитрием Медведевым участвовали вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин (сменивший Иванова), министр экономического развития Андрей Белоусов (сменивший Набиуллину), первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов с заместителем Татьяной Нестеренко, вице-премьеры Аркадий Дворкович (формально курирующий ТЭК и транспорт), Ольга Голодец (социальная сфера) и Дмитрий Козак (сочинская Олимпиада), министр обороны Анатолий Сердюков, министр энергетики Александр Новак, министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Присутствовал и первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, ранее семь лет курировавший законотворчество и социально-трудовые отношения на вице-премьерском посту.

Если называть вещи своими именами, Кремль устроил разнос Белому дому. Путин раскритиковал правительственный проект бюджета, как не соответствующий президентским указам от 7 мая. Надо сказать, выполнимость этих указов, основанных на предвыборных обещаниях и предполагающих гипертрофированный объём социальных обязательств, изначально многими ставилась под сомнение.

Проект бюджета-2013 исходит из почти 13-триллионной доходной части и около 13,5 трлн расходов. Дефицит слегка превысит 500 млрд рублей, примерно 1% прогнозируемого ВВП. По сравнению с первоначальными расчётами Минфина уровень дефицита снижен на полпроцента. Доходы показали некоторый рост, вновь помогла внешнеэкономическая нефтегазовая конъюнктура. Пополнился и резервный фонд: почти 2 трлн вместо 811 млрд рублей.

Но при этом в бюджете не заложены средства на финансирование мероприятий по майским указам. Особенно это касается ассигнований регионам и социальной политики – отсюда акцентированные персональные претензии к Говоруну и Топилину. Не учтена пенсионная реформа. Высока часть дефицита, не покрываемая доходами от сырьевого экспорта. Недостаточно последовательна, по мнению президента антиинфляционная составляющая: «Мы должны жёстко продолжить подавление инфляции. Низкая инфляция, мы знаем, это хорошо, это сбережение доходов граждан, доступные кредиты и ипотека, долгосрочные капиталовложения». Рост доходов населения в 2000-2007 годах, выражавшийся, в частности, в буме потребительских кредитов, обеспечивал устойчивые рейтинги Владимира Путина и общую политическую стабильность. Это положение любой ценой пытаются сейчас восстановить. Но два метода – максимизация государственных ассигнования и подавление инфляции – исключают друг друга. Совместить их не сможет ни одно правительство, сколько бы министров ни получили выговоры.

Не приходится удивляться тому, что первыми «попали под раздачу» Говорун и Топилин (столь же закономерно, что к вечеру третьим стал Ливанов). Министерству регионального развития предъявлены «системные сбои» в ускорении развития сибирских и дальневосточных регионов. Министерствам труда и образования – торможение с обещанными в предвыборный период повышениями зарплат преподавателей. Минтрудсоцзащиты также – торможение с развитием системы ипотечного кредитования. Кстати, в первом контексте упоминались министерства экономического развития и финансов, как несущие свою долю ответственности. Но ни Белоусову, ни Силуанову выговор не объявлен.

«Если что-то из намеченного не выполняется, ответственность нужно нести лично, — сказал Путин. И добавил: — Я не буду это делать самостоятельно, но обращу внимание председателя правительства о необходимости объявить выговор министру регионального развития и министру труда. Ничего личного». На словах выдерживая субординационный принцип – дескать, с министрами разбирается премьер – президент ещё раз публично продемонстрировал, кто реально разбирается с премьером и со всем правительством. Теперь Дмитрий Медведев «готовит предложения по взысканиям». Согласно статье 24-й закона о правительстве, уточнила вчера вечером пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

«В ближайшее время бюджет должен быть рассмотрен и внесён в Государственную Думу, — резюмировал президент. Глава государства потребовал обеспечить «сквозную эффективность», усилить финансовую дисциплину исполнителей, минимизировать переносы расходов по госпрограммам на следующие годы. Короче, бюджет должен быть «жёстким и ответственным», блокирующим инфляционные процессы — и при этом включать крупномасштабные политически мотивированные ассигнования…

Три недели назад Дмитрий Медведев оценил бюджетный проект как «предкризисный» и принципиально ужимающий расходы. Получается, он ставил составителям в заслугу то, что вызвало недовольство Владимира Путина. Это, впрочем, объяснимо – в президенты на этот раз баллотировался не Медведев. Трудноподъёмные социальные обязательства связываются не с его именем.

При этом возникают трудности с таким методом наполнения бюджета, как доходы от приватизации. Министр транспорта Максим Соколов исключил в нынешнем году – «по техническим причинам» — запланированную приватизацию 25% минус 1 акция ОАО «РЖД». Несколько раньше в том же духе («вопрос не ближайшего времени») выступил на этот счёт правительственный идеолог приватизации Дворкович. Таким образом, возобладала позиция президента РЖД Владимира Якунина, который допускает продажу акций не ранее 2015 года (год назад Якунин называл 2013-й). Госкомпании в очередной раз показали, что умеют настоять на своём и внушить свой подход правительству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *