В Петербурге сразу в двух местах состоялось обсуждение реформы МВД. В полдень активисты «Единой России», а также представители ГУВД собрались в исполкоме партии власти, а уже через два часа свое видение о том, как жить полиции, представила несистемная оппозиция.
Оба мероприятия чудесным образом проходили в один день. Как признаются организаторы оппозиционных «слушаний», они договорились о проведении мероприятия еще недели три назад. То ли коммуникации несогласных дали «течь», то ли так совпали звезды, но «Единая Россия» тоже решила провести свое обсуждение президентского закона в тот же день.
Ровно в 12.00 в исполкоме партии власти на Конногвардейском бульваре практически не было свободного места. Пригласили не только единороссовских функционеров, но и тех, для кого и написан новый законопроект – сотрудников ГУВД — будущих полицейских. Для придания большего демократизма мероприятию позвали даже активистов молодежного крыла КПРФ. Те сели в глубине зала и периодически по бумажке зачитывали свои предложения к документу, например, вообще не проводить никакой реформы, потому что «народ с голоду пухнет», а если все-таки проводить, то дать правоохранительным органам больше прав, потому что, согласно существующей версии законопроекта, «они становятся бесправными свиньями».
Из зала, но уже непосредственно от единороссов также звучали предложения, оградить будущих полицейских от общественной травли, которой они, бедные, подвергаются в последнее время. Видимо, больше всех страдает от этой самой общественной травли «жемчужный прапорщик», прославившийся на всю страну во время разгона акции оппозиции. Кстати, само милицейское начальство признает, что в последнее время возросло количество преступлений, совершенных их коллегами. При этом общее число правонарушений в стране падает.
Пожалуй, главным экспертом мероприятия стал бывший начальник ГУВД Петербурга, а ныне депутат ЗакСа Аркадий Крамарев. Он заверил присутствующих, что переименования милиции в полицию бояться не следует. Парламентарий уверен, что в России фактически не милиция, а давно уже полиция. По его словам, полиция — это городская стража, государственный орган, а милиция — это добровольное объединение граждан, возможно, вооруженных.
По мнению Крамарева, новый закон о полиции — это один из первых шагов реформы МВД. Это очень обоснованное и подготовленное решение. «Закон отработан и разработан гораздо лучше, чем предыдущий, но многие вещи следует изменить», — заявил Крамарев.
Начальник правового управления ГУВД Александр Мякушкин сообщил присутствующим, что в рядах правоохранительных органов документ обсуждался с неподдельным интересом. Было подготовлено более тысячи поправок. Правда, из всего этого массива инициатив в Москву было отправлено только 60. Остальные завернули.
А на реплику из зала, что после переименования в полицию потребуются большие средства, чтобы изготовить новые шевроны и таблички, ответил, что специально на эти нужды деньги выделять не будут.
«Деньги будут тратиться так же, как и сегодня — на приобретение новой формы, шевронов, печатей и т.д. Сотрудникам выдают новую форму каждый год», — пояснил Мякушкин. Таким образом, по его словам, в определенный момент сотрудники просто получат очередной комплект с исправленным наименованием ведомства. Как пояснили корреспонденту «В Кризис.ру» в ГУВД, новую форму сотрудники правопорядка получают не в одно и то же время, а по мере износа того или иного элемента. Например, можно ходить в новой фуражке и старых ботинках. Так что уже в начале следующего года мы увидим на улицах города полицейских в новой форме и полицейских, одетых в одежду из прошлого, когда полиция была еще милицией. Приведет ли это к путанице?
Кстати, денежный вопрос не раз возникал в процессе обсуждения. 14 тысяч рублей, которые получает сотрудник органов правопорядка, толкают его искать дополнительные источники заработка, нередко связанные с криминалом. Так, ветеран милиции Галина Сысоева, отдавшая МВД 20 лет своей жизни, заявила, что «голодный опер – это страшный человек». По ее мнению, чтобы снизить уровень преступности, в полиции зарплаты сотрудников правоохранительных органов должны составлять 40-50 тысяч. Дешевая полиция ничем не будет отличаться от нынешней милиции. Но вопрос денежного довольствия не регламентируется законом, уточнила она.
По мнению большинства участвующих в дискуссии, особых изменений в документ вносить не надо, но корректировки все-таки нужны. Таковы итоги встречи.
Совершенно другой характер имела дискуссия, состоявшаяся в гостинице «Октябрьская». В 14.00 там собрались представители несистемной оппозиции. Видимо, чтобы «как бы чего не вышло», у входа в отель дежурили двое милиционеров и еще двое – в штатском. Но несогласные на них не заостряли особого внимания.
В конференц-зале собралось около 50 человек – сплошь оппозиционно настроенная интеллигенция. Активисты народно-демократического союза (организаторы мероприятия) повесили на стену свой флаг, чтобы, видимо, придать статус своему мероприятию. Правда, повесили они его вверх ногами. Войдя в зал, лидер НДС Андрей Пивоваров решил флаг не перевешивать и просто снял его.
Главными спикерами конференции стали гости из Москвы – член «Солидарности», бывший «яблочник» Илья Яшин и лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов. Оба представили свой вариант реформы органов МВД. По мнению оппозиционеров, органы полиции должны замыкаться не на федеральные органы власти и даже не на регионы, а на муниципальные районные власти. «Для нас децентрализация полиции – принципиальный шаг, — заявил Яшин и добавил, — мы предлагаем пересмотреть целый ряд положений нынешней правоохранительной системы. В частности, критерии оценки эффективности, отменить палочную систему и заменить ее таким критерием, как оперативная обстановка на месте. Если на территории одного района преступлений совершается меньше, чем на соседнем, значит, там правоохранительные органы работают лучше. Такая мера стимулирует улучшение качества патрулирования неблагополучных районов. И нам кажется, это очень важно».
Предложенный Кремлем вариант закона, по мнению оппозиционеров, «консервирует нынешнюю систему». Впрочем, несогласные благодарны президенту Медведеву за то, что он, по их мнению, дал старт дискуссии о реформе системы МВД, которая пока что носит виртуальный характер. Остальные выступающие в основном критиковали нынешнюю систему, которая погрязла в «коррупции» и стала «репрессивной». Итоги своей работы в «октябрьской» оппозиция намерена послать на специальный сайт, где проходит обсуждение реформы правоохранительной системы.
Напомним, обсуждение закона «О полиции» организовано на специализированном сайте zakonoproekt2010.ru. 15 сентября все дискуссии на этой площадке будут остановлены. Власти обещают учесть при разработке окончательной версии документа все замечания и предложения.