В связи со снижением социальной напряженности, вызванной стабилизацией экономической ситуации, политическая оппозиция начала использовать для консолидации публичного недовольства крупные инвестиционные проекты. Именно поэтому мишенью её активных нападок стал проект общественно-делового центра «Охта», считает политтехнолог, заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра.
«В сознании петербуржцев «Охта центр» разделился на две составляющие: первая – это архитектурный объект, который возникнет на правом берегу Невы, а вторая – чисто политический проект. Вторая – некий миф, который имеет отношение к политическому противостоянию, а не к архитектуре. Для обыденного сознания горожан, любящих свой город, эти две составляющие, увы, слились в одну, — комментирует свою позицию Дмитрий Гавра. — На мой взгляд, масштабные архитектурные проекты, своеобразные символы нашего времени, нужны Петербургу, потому что это живой организм. А живому городу нужны живые проекты. Но при этом необходимо, чтобы жители принимали такие проекты если не с любовью, то с пониманием. Необходимо, чтобы они понимали, что происходит. Если мы хотим, чтобы памятник нашему времени остался в истории со знаком плюс, мы должны быть очень ответственны, и не имеем права жалеть усилий и времени на работу с общественным мнением. Убеждать, объяснять, выслушивать оппонентов и предъявлять собственные сильные аргументы».
«Если обратить внимание на «Охта центр» как на повод для политического противостояния, основание для собирания вместе разношерстной оппозиции, то это история совсем не про архитектуру или небесную линию. Про что – спросите вы? И я отвечу – про политические технологии, — отмечает политтехнолог. — И очень обидно, что в этой ситуации многие наши петербуржцы, искренне любящие свой город, не получая полной информации, становятся своеобразной массовкой, «расходным материалом» для нагнетания напряженности там, где ее может не быть. Благородную заботу о сохранении исторического облика города в ряде случаев просто пытаются использовать. А то и приватизировать».
«Давайте задумаемся, а есть ли дело до Петербурга тем, кто выводит людей на улицы с лозунгами: «Надо срочно что-то делать!», «Долой» и т. п. Я говорю не о тех петербуржцах, у которых сердце болит за свой город. Я об активистах, лидерах, организаторах. У последних интерес, скорее, другой – набирать политические очки, — считает Дмитрий Гавра. — Тем более что очередной электоральный цикл не за горами. У политтехнологов очень холодный ум. Организуя революции или контрреволюции, они пишут политические уравнения, в которых в качестве необходимых переменных в ряде случаев фигурирует то, что является для людей святым. Увы, такая у них работа. Многие знаковые люди, обладающие безусловным моральным авторитетом, вполне искренне и бескорыстно выступают против «Охта центра». К сожалению, они не заметили, как тоже стали элементами таких политтехнологических уравнений».
«И еще об одной политической роли дискуссии об «Охта центре». Сегодня ситуация в городе вполне благополучна: работает система социальной защиты, вовремя выплачиваются пенсии и пособия, нет серьезных проблем с занятостью, наблюдается инвестиционная активность, есть заказы на предприятиях. Другие регионы по многим параметрам качества жизни могут нам позавидовать. В результате социально-экономический фон не создает условий для сколько-нибудь серьезной протестной активности. А эти поводы очень нужны тем, кто называет себя оппозицией. И для них тема стройки на Охте – просто подарок. Это прекрасный повод для консолидации публичного недовольства», — уверен политтехнолог.
По мнению Дмитрия Гавры, опыт дискуссий вокруг «Охта центра» политологам еще предстоит осмыслить.
«И извлечь уроки. Как городу работать со стратегическими инвесторами. Как быть верными взятым на себя обязательствам. Как отстаивать свои интересы и проявлять жесткость в достижении цели. Как проявлять гибкость, работая с общественным мнением. Как выстраивать информационную политику и создавать атмосферу доверия. Как не допускать конфронтации и социального ожесточения. Как, в конце концов, сохранять достоинство Великого города, — фиксирует Дмитрий Гавра вызовы нового времени, но, не теряя оптимизма, считает, что и с этими проблемами горожане справятся: «Я уверен, мы научимся».