Юго-Западный пост Балтийской таможни к зиме может переехать в Янино. Об этом «В кризис.ру» сообщили в Северо-Западном Таможенном Управлении. По мнению участников рынка, это может привести к увеличению затрат на логистику. Между тем главный вопрос, который сейчас обсуждается в таможенном сообществе – кому на самом деле выгоден коллапс на северо-западной таможне.
Северо-Западное Таможенное Управление к зиме перенесет Юго-Западный таможенный пост с Волховского шоссе в поселок Янино. Сейчас там достраивается комплекс ООО «Логистический парк «Янино» (группа компаний «Н-Транс»).
Напомним, что 19 мая закрылся Выборгский пост («Стерх»), а 3 июня ликвидируют и Пискаревский («Транссфера»). По официальной версии, закрытие постов проводится «в целях усовершенствования структуры таможенных органов и в рамках реализации концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ».
По словам Николая Врагова, руководителя отдела по связям с общественностью СЗТУ Северо-Западное таможенное управление перенесет Юго-Западный таможенный пост с Волховского шоссе в поселок Янино не раньше зимы. «Перенос Юго-Западного таможенного поста с Волховского шоссе в поселок Янино — это очень далекая перспектива, это лишь планы, они могут и не сбыться. Сейчас в Янино идет стройка», — рассказал господин Врагов.
В ООО «Логистический парк «Янино» оперативно ситуацию не прокомментировали.
Участники ВЭД заявляют, что перенос поста – это куда лучше, чем полное закрытие, однако, по их мнению, новых сложностей не избежать: «Перенос как факт ничего не изменит, закрыли один пост — открыли другой. А вот последствия переноса, которые повлияют на изменение логистических схем участников ВЭД вызовут увеличение затрат,- считает Михаил Гришин, руководитель отдела логистики ООО «МАКС-АГРО». — Увеличение сроков оформления возможно, но не факт, что это произойдет, все зависит от организации работы на терминале и его пропускной способности».
Среди участников рынка существует уже как минимум две версии о том, кому может быть выгодно закрытие или перенос таможенных постов.
Версия о НКК
Ранее в Шушарах открылся новый таможенный пост Пушкинский (его обслуживает Национальная контейнерная компания). Участники ВЭД не исключали заинтересованности в закрытии постов руководства НКК.
«Необходимость переноса Юго-западного таможенного поста только лишь в том, что таможня пытается вернуть транспортно-логистический рынок в хоть в какое стабильное состояние, открыв т/п Пушкинский в интересах ПКТ (подконтрольный НКК – прим. ред.). Поэтому надо дать что-то похожее конкурентам. Терминал Янино создавался как тыловой терминал (сухой порт) для ПЛП (Петролеспорт — конкуренты НКК — прим. ред.) в первую очередь», — высказывает свою позицию генеральный директор управляющей компании «Русский Логистический Провайдер» Руслан Кисс.
В НКК с обвинениями не согласны. «Никакой взаимосвязи между закрытием указанных таможенных постов и грузооборотом ПКТ нет», — говорит Директор департамента PR и рекламы НКК Наталья Кочукова.
Подтверждением этой позиции может выступить статистика обработки грузов на терминале. Рост незначителен и объясняется выходом экономики из кризиса.
«В первом квартале 2010 года Первый Контейнерный Терминал (ПКТ) обработал 255 903 TEU (+29% к январю-марту 2009). Рост грузооборота ПКТ в 2010 году объясняется сильным падением грузооборота в 2009-м, кризисном, году, на начало которого пришлось максимальное падение грузооборота российских контейнерных терминалов, в т.ч. и грузооборота ПКТ. Стабилизация грузооборота российских контейнерных терминалов произошла уже в сентябре 2009 года, а с начала 2010 года наблюдается рост контейнерооборота», — приводит цифры госпожа Кочукова.
Косвенно подтверждает эту позицию и тот факт, что Пушкинский пост был не готов к закрытию других таможенных постов, да и вообще занимается обработкой преимущественно морских грузов.
Версия о ФГУП «Ростэк»
Согласно другой версии, распространенной среди участников рынка, в закрытии таможенных постов заинтересована ФГУП «Ростэк». Это таможенный брокер приграничных таможенных постов, на которых, по официально версии, должно переводиться все оформление.
«Все, что происходит на северо-западе с февраля этого года, ничто иное, как банальный передел рынка в интересах РОСТЭК», — говорит генеральный директор управляющей компании «Русский Логистический Провайдер» Руслан Кисс. По его мнению, на строительство и оборудование таможенных постов на границе требовалось порядка 78 млрд рублей. Своих средств у «Ростэка» нет, т.к. это государственная структура. Достать их возможно было на условиях частно-государственного партнерства, однако ФТС такой вариант не устраивает. «Отдельные чиновники решили использовать ситуацию в интересах РОСТЭКа, создав искусственно транспортный коллапс в регионе, вынудить Правительство выделить деньги для строительства и обустройств а терминалов у границы», — уверен Руслан Кисс.
«Из всех постов держится только Южный, на всех остальных постах господствует Ростек. На Южном посту я могу выпустить декларацию за 13 тысяч рублей, а при работе с Ростеком не дешевле 35 тысяч рублей. Посчитайте сами, кому это выгодно, — рассказал «В кризис.ру» анонимный источник, близкий к рынку. — С введением таможенного союза мы снизим импорт до минимума на июль-август, будем анализировать ситуацию, отслеживать изменения и рассматривать все возможности для оформления, в том числе и оформление в Беларуси, если для нас это будет эффективно».
В ФГУП «Ростэк» все подозрения опровергают. По словам заместителя генерального директора ФГУП «Ростэк Северо-Запад» Александра Фролова, они не обладают складами временного хранения (основной источник дохода таможенного брокера).
«После закрытия постов и появления очередей цены на услуги СВХ в Петербурге выросли с 3 тыс. рублей до 7-30 тыс. рублей. Из потока, который идет на Петербург, 3 СВХ принадлежат ЗАО «РОСТЭК-ПСКОВ», в Кингиссепе (ЗАО «РОСТЭК-СЕВЕРО-ЗАПАД») СВХ вообще нет, на Выборге (ЗАО «РОСТЭК-ВЫБОРГ») только один из трех. Результаты говорят сами за себя, интерес «Ростека» не виден. Если говорить о завышении нами цен, то это неправда, вы можете это проверить, сравнив цены. Почему-то никто сейчас не вспоминает о тех махинациях и нарушениях, которые творились на закрытых постах. Крупный бизнес вложил деньги в склады, на которых работали высокодоходные коррупционные схемы», — объясняет господин Фролов.
По мнению Фролова, истерия вокруг закрытия таможенных постов нагнетается искусственно. Основная цель – открыть старые таможенные посты, чтобы заработали прибыльные коррупционные схемы. Кроме того, конечно, никому не хочется терять вложенные деньги – в оборудование каждого поста было вложено $50 млн.