Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова продолжает оставаться в эпицентре «ректорского скандала». Сегодня главный музыкальный вуз северной столицы расколот надвое. Сразу же после назначения «сверху» волей Министерства культуры и. о. ректора вуза — скрипача Сергея Стадлера, коллектив распался на его сторонников и тех, кому московская креатура пришлась не по нраву – в основном, преподавателей-старожилов, патриотов консерватории.
Методы, использовавшиеся министерским назначенцем и его соратниками в борьбе за власть в вузе, были далеки не только от музыкальных, но и от академических: неугодные новому начальству увольнялись со скандалом, безосновательно смещались с постов деканы и заведующие кафедрами, созданная Стадлером служба безопасности по-хамски вела себя в отношении почтенных убеленных сединами профессоров. Об этом преподаватели консерватории рассказывают буквально в один голос – с возмущением и ужасом. Прошедший год нисколько не изменил ситуацию: противостояние коллектива и и.о. ректора продолжается.
«На западном фронте без перемен»
Противостояние это более всего напоминает пресловутую «странную войну»: активных боевых действий не ведется, однако напряжение сохраняется. Так, например, в консерватории работает одновременно три Ученых совета, каждый из которых полностью отрицает законность действий другого. Пока что ни один из них не сумел доказать в судах свое исключительное право на присвоение ученых степеней и Всероссийская аттестационная комиссия теряется в догадках, — чьи документы принимать? Легитимность решений советов вызывает сегодня большое сомнение: любой из них может в результате решения суда оказаться действующим незаконно. Пострадают от этого в первую очередь не преподаватели, а студенты и аспиранты.
Ситуация похожа на классический шахматный пат: коллектив преподавателей не в состоянии «свалить» исполняющего обязанности ректора скрипача, назначенного в июне 2008 года, а Сергей Стадлер не в состоянии изменить ситуацию, не уволив весь преподавательский состав.
Странные выборы
«Стадлер ведет борьбу с коллективом, который его не принял, при этом пытается представить, что мы – кучка отщепенцев, борющихся за власть», — описывает ситуацию один из лидеров консерваторской оппозиции, профессор Гинтас Жяльвис.
Очередным эпизодом, привлекшим внимание к происходящему на Театральной площади, стали выборы ректора, назначенные на 26 ноября этого года. Выборы безальтернативные: свою кандидатуру на них кроме Сергея Стадлера пока так никто и не выдвинул. А выборы, между тем, неотвратимы, как катящаяся лавина: по закону никто не может исполнять обязанности ректора больше года.
Коллектив консерватории, — как ныне действующие преподаватели, так и те, кто покинул стены вуза в процессе конфликта, относятся к предстоящему проявлению вузовской демократии с большим сомнением.
Нет времени и слов
«Мне эти выборы кажутся недостаточно правильно организованными с точки зрения соблюдения Устава и закона, — говорит один из оппонентов министерского выдвиженца Алексей Васильев – экс-декан оркестрового факультета Консерватории. — Есть и другие причины. В этот раз никто из профессуры меня не выдвинул. Мне кажется, что когда сам выдвигаешься на какие-то выборы, это носит эгоистичный характер, и мне не хотелось самому себя выдвигать». В прошлом году на так и не состоявшихся выборах ректора, Алексея Васильева поддержали многие профессора Консерватории. Судя по всему, с тех пор ситуация изменилась, и это не может не тревожить: питерские вузы всегда отличались определенным «вольнодумием» — независимостью от власти министерств. Если главный музыкальный вуз города на Неве «ляжет» под министерство культуры, — это будет очень дурным «звоночком».
Между тем, Сергей Стадлер, судя по всему, настолько уверен в своей победе на выборах, что не находит времени для общения с прессой. Пресс-секретарь Консерватории Екатерина Хомчук заявила, что «Сейчас у Сергея Стадлера нет времени отвечать на ваши вопросы. Он очень занят». Правда, журналистов обнадежили, что «в дальнейшем, когда будет возможность, с ним можно будет пообщаться». Остается только ждать этого светлого мига.