Последние новости из Карелии навевают тоску по лучшим временам. Если в прошлом году лихорадило промышленность, то теперь достаётся публичному сектору. Конечно, он не так велик, как системообразующие предприятия, но не менее значим.
16 мая в Суоярви прошёл митинг против действий администрации центральной районной больницы. Учреждение так лихо «оптимизировали», что детское отделение переехало в шестидесятилетнее здание бывшей «инфекционки». Жители уверяют, что это произошло без согласований с региональным минздравом.
Причина – в острой нехватке персонала. В этой больнице не заполнено несколько десятков штатных единиц. Ведь если врачи даже в региональные столицы едут без особого энтузиазма, что уж говорить об удалённых райцентрах. И наличие хотя бы медфака в петрозаводском госуниверситете проблемы не снимает.
Другое, не менее тревожное, событие произошло в райцентре Олонец. Там без зарплаты несколько месяцев просидели сотрудники аппарата горсовета. Пусть всего двое, а задолженность составила «всего» 116 тысяч рублей. Остроты проблемы это не снимает.
Больше того, без денег сидит весь горсовет. Нужно платить за коммуналку, телефон, охрану. При нулевом счёте. Всё из-за того, что и.о. главы поселения должен был подписать распоряжение о выделении финансирования, но не сделал этого. В итоге – вполне серьёзные долги, если прикинуть на душу заинтересованных людей с поправкой на райцентр.
По неофициальным данным, в Карелии едва не были сорваны выборы в одном из сёл. Как сообщают информированные источники, это могло произойти из-за нехватки денег на печатание бюллетеней. Однако в последний момент проблема была решена
Одновременно нагнетается ситуация с петрозаводскими троллейбусами. В апреле городской парламент должен был выделить дополнительное финансирование для сохранения низкой цены на проезд, которая с 1 января сокращена до 10 рублей. Однако из-за внутреннего конфликта между депутатами горсовет де-факт самозаблокировался. Субсидию не выделили.
Раздаются и голоса, считающие снижение цены проезда в чистом виде пиаром мэра Галины Ширшиной. Из-за этого, утверждают её противники, МУП «Городской транспорт» уже потратил свой годовой бюджет. Что делать дальше, совершенно не понятно.
Если следовать теории заговора, можно предположить, что всё это – часть многоходовки, целью которой является лишение троллейбусного парка дотаций. Всё-таки цена вопроса составляет десятки миллионов. В условиях кризиса эти деньги вовсе не обязательно тратить на транспорт. Например, можно затеять ремонт в кабинетах или переоснастить залы заседаний. Впрочем, это не более чем произвольные предположения или догадки.
Есть и сторонники мэра Ширшиной. 14 мая в городе прошёл митинг за сохранение низких транспортных цен. Участвовали преимущественно пенсионеры, но была и молодёжь. Акция обозначила позицию той части общества, которая является благополучателем политики Галины Игоревны. По всей видимости, это понимают не только в «Яблоке», но и в «Единой России». Низкую цену на проезд, вероятно, сохранят.
В первом квартале 2014-го в карельском бюджете отмечены положительные тенденции. Произошёл рост поступлений по всем налогам в сравнении с тем же периодом 2013-го. Первый квартал – ещё не показатель, но, похоже, дно кризиса Карелия прошла в прошлом году. Теперь и закрывать толком нечего. Остаётся лишь реанимировать промышленность.
С другой стороны, явным признаком кризиса остаётся «оптимизация». Если на протестные акции выходят не везде, это вовсе не означает отсутствия проблем. Оптимизация в бюджетной сфере идёт повсеместно и вряд ли по инерции. Денег на всех действительно не хватает и приходится хоть как-то ужиматься. Это является общим признаком для всех регионов СЗФО, за редким исключением.
В этом свете заявление главы соседней Вологодской области Олега Кувшинникова об окончании периода «жёстких антикризисных мер» выглядит некоторым лукавством. Ведь оптимизация всего и вся — и есть, среди прочего, признак жёсткой экономии.
Как показывает практика, падать всегда есть куда. Ещё неизвестно, какие сюрпризы готовит оставшаяся часть года. Трудно предсказать, будут ли выполнены финансовые обязательства федерального центра перед регионами. Не говоря об экономической конъюнктуре, прогнозы по которой не самые радужные. Экономический рост балансирует на грани нуля.