Уже давно в западноевропейской политологии подмечено: в Европейский Союз стремятся прежде всего жители более отсталых в социально-экономическом плане стран. Вот и для украинского кризиса стартовым выстрелом стало решение команды Януковича приостановить процесс ассоциации с ЕС. Или — нынешнее молдавское правительство всю политику строит вокруг плана «вхождения в Европу». Другое дело – богатые страны. Норвегия уже несколько раз отказывалась на референдумах от чести быть принятой в ЕС. Швейцарцы даже и вопроса такого не ставят. Датчане и шведы хоть и состоят в ЕС, но всячески демонстрируют свою «фронду», отказываясь от евро. Правительство Соединённого Королевства всерьёз обсуждает вопрос о проведении в будущем референдума по выходу из Евросоюза. Казалось, эта парадигма поколеблется в Исландии. Однако — нет.
До всемирного финансово-экономического кризиса Ледяной остров думать не думал о вступлении в Евросоюз. Хотя Исландия и состояла с ЕС в ассоциативных отношениях, входила в Шенгенскую зону. Но высочайший уровень жизни и успешная экономика вовсе не толкали гордых северян в объятия брюссельских бюрократов. Однако жесточайший кризис, обрушившийся на Исландию раньше, чем на многие другие страны Европы, всерьёз изменил предпочтения на острове. Рухнули несколько системообразующих банков. Многие оказались в долгах. Снизился уровень жизни. Впервые за многие десятилетия избиратели наказали консерваторов, приведя к власти левую коалицию. В те годы Рейкьявик обращался за кредитом даже в Москву. Тогдашнее правительство убеждало, что Европейский Союз – это спасение для островной экономики.
Но цикл жёсткого кризиса когда-нибудь да заканчивается. Для Исландии он завершился уже несколько лет назад. С 2011 года ВВП неизменно растёт. В 2013-м, к примеру, на 2%. Значительная часть крупного кредита, полученного в 2008 году от МВФ уже выплачена, причём раньше намеченного срока. Банковская система Исландии в целом устояла (во многом благодаря государственной поддержке и контролю за вывозом капитала). Многие из принятых властями мер были непопулярны, за левые и поплатись в прошлом году, уступив на очередных парламентских выборах правому центру – консервативной Партии независимости и либеральной Прогрессивной партии.
Но если социал-демократы остаются идейными сторонниками европейской интеграции своей древней республики, то правые никогда особой еврофилией не отличались. Они стараются ограничиваться исключительно деловыми отношениями с «европейским монстром». Жертвовать частью государственного суверенитета в пользу единой Европы, на взгляд исланлской Партии независимости, можно лишь в самом чрезвычайном случае. А сейчас банкротство не грозит. Поэтому правительство Сигмундура Давида Гуннлаугссона решило отозвать прежнюю заявку на вступление Исландии в ЕС. Против этого выступила только социал-демократическая фракция парламента-альтинга.
Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что более двух третей жителей исландцев согласны с консерваторами: некуда спешить. Да, последствия кризиса на острове ещё продолжают ощущаться, но самое худшее позади. Да и антикризисные действия властей столь же эффективны, столь нетривиальны. Так, каждому исландскому гражданину разрешено самостоятельно вылавливать и продавать до 650 килограммов рыбы в год.
А рыболовство и рыбопереработка являются сердцевиной исландской экономики. На эти отрасли падает свыше 40% исландского экспорта. Более 10% рабочей силы занято именно в сфере рыболовства, обеспечивающей свыше 20% ВВП и львиную долю всех поступлений валюты. Рыболовецкий флот Исландии насчитывает свыше тысячи судов. А Брюссель как раз настаивает на квотировании вылова и выдвигает экологические требования. Это раздражает в Исландии и политиков, и рядовых граждан. Как говорят исландцы, «для нас рыбный сектор важнее, чем автомобильная промышленность для Германии».
Но исландская общественность считает, что у этой северной и «зимней» страны имеются и иные, кроме рыбы, козыри. С каждым годом увеличивается число иностранных туристов, посещающих Исландию (причём здесь туризм носит явно выраженный экологический характер). В последние полтора десятилетия мощно развивается цветная металлургия. Наконец, Исландия располагает крупным потенциалом гидро- и геоэнергоресурсов, которые оцениваются в 55 тысяч ГВТ-часов в год. В результате потребление электроэнергии на душу населения в Исландии является одним из самых высоких на планете. Недаром многие корпорации — в частности китайские и японские — спят и видят, как бы купить отдалённые площадки на Ледяном острове для производства дополнительной энергии. Так что Исландия сегодня вовсе не бедная родственница, срочно ищущая богатого европейца.