Украинский восток снова запылал. Сотни обстрелов и боестолкновений. Десятки убитых и раненых. Эпицентр – город Авдеевка близ Донецка. ООН и ЕС призывают прекратить огонь. Обе стороны, естественно, винят друг друга. Но можно оценить, кому происходящее нужнее и выгоднее. Кто получил своеобразный карт-бланш от стороны третьей.
Обстрелы и бои последовали за телефонным разговором Трампа с Путиным
Виток войны начался 29 января. Как многими уже отмечено, буквально через несколько часов после долгожданного телефонного разговора Владимира Путина с Дональдом Трампом. «Президенты обсудили основные аспекты украинского кризиса», – сдержанно говорилось в официальных отчётах. «Трудно поверить в то, что в ходе телефонного разговора Путин получил от Трампа добро на эскалацию агрессии против Украины, – пишет известный оппозиционный публицист Игорь Яковенко. – Причиной трагедии Авдеевки является не сам звонок Трампа и, уж точно не его содержание, о котором до сих пор широкой общественности мало что известно. Сработала та атмосфера ожиданий, которая возникла после избрания Трампа. Шериф покинул город. Это фон, на котором активизация войны на востоке Украины была неизбежной».
Представители ДНР и РФ уверяют, что инициировали огонь украинская армия и добровольческие соединения. В Донецке больше говорят о Вооружённых силах Украины. В Москве – о «самостийных отрядах», как бы отводя вину от официальных властей Петра Порошенко. Это существенное политико-пропагандистское различие. Но о нём несколько позже.
Главными объектами ударов называют Горловку и Макеевку, упоминается даже Донецк. Набор доказательств традиционен – плачущие женщины, бегущие дети, битые стёкла домов. Небольшую дыру в одной из крыш показали чуть не все центральные телеканалы РФ. Украинцев обвиняют и в том, что в результате их действий была обесточена шахта имени Засядько.
У стороны украинской – своя правда. Но для начала небольшой ликбез. Промзона Авдеевки граничит с территорией Донецкого аэропорта, бои за который шли с конца мая 2014-го по январь 2015-го. Сопротивление украинских «киборгов» предотвратило дальнейшее продвижение войск ДНР и российских «отпускников» на запад с неминуемым захватом Авдеевки. Этот город, от которого до Донецка всего шесть километров, стратегически очень важен. Контролирует его Украина.
Вместо нового Дебальцево в Авдеевке происходит гуманитарная катастрофа
Отсюда попытка разрубить этот узел атакой на Авдеевку при поддержке артиллерии и РСЗО «Град». Нападение натолкнулись на серьёзный отпор ВСУ и добробатов, укрепившихся на подступах к городу, в местной промышленной зоне. У защитников Авдеевки даже появилось своё особое прозвище: «промберги».
Тогда начались массированные обстрелы города. Украинские источники утверждают, что велись они по гражданским объектам. Тут и начинается главное.
Довоенное население Авдеевки – 34 тысячи человек. Сейчас говорят о 16 тысячах. Это типичный моногород, структурированный вокруг завода АКХЗ – крупнейшего в Европе коксохимического предприятия (из холдинга «Метинвест», принадлежащего Ринату Ахметову). И многие наблюдатели особо отфиксировали: главные удары формирований ДНР пришлись именно по авдеевскому коксохимзаводу.
Обстрелы полностью лишили завод энергоснабжения. Работу двух цехов пришлось остановить. Между тем, АКХЗ снабжает всю Авдеевку теплом и водой. Город тут же встал на грань гуманитарной катастрофы. Без обогрева зимой. Власти повели речь о полной эвакуации мирного населения. Если АКХЗ остановит работу окончательно, вновь его практически не запустить. Конец же предприятия – конец города. Который при этом нисколько не утратит военно-оперативного значения…
Почему схватка вспыхнула именно теперь? О глобальном аспекте сказано выше. Своё мнение высказывает украинский политолог Юрий Тур: «Так называемая «Новороссия» сейчас в сложной ситуации. Нарастают пораженческие настроения. Население не поддерживает правящие группировки ДНР и ЛНР. Те, кто сейчас правит в Донецке и Луганске, попросту засиделись на месте. По природе своей левые террористические армии латиноамериканского образца не могут заключить перемирие. Даже если оно будет подписано, военачальника свергнут и заменят менее сговорчивым экстремистом. Это показала, например, Колумбия. Поэтому для ДНР и ЛНР важно продвигаться на запад. Время выбрано удачно – позиция США пока не выразилась во внешнеполитических действиях, многие страны Европы вовлечены в избирательную гонку и послевыборные процессы. Характерно, что параллельно происходит процесс сдачи Молдове населённого украинцами Приднестровья. Внимание Москвы оттягивает и Южная Осетия, где предстоят свои выборы. Поэтому сейчас Захарченко и Плотницкому надо показать своим кураторам, что их не стоит сдавать, что они на что-то способны».
Понятно, что сейчас ни у Киева, ни у Донецка с Луганском нет сил для наступления по всему фронту. Значит, нужно выбирать узловые точки. И Авдеевка отлично подошла. Видимо, задумывалось новое Дебальцево. В случае захвата Авдеевки вполне может развернуться наступление на Краматорск – временную, до освобождения Донецка, столицу Донецкой области, где расположен штаб АТО.
Если население Авдеевки будет эвакуировано – а ситуация вынуждает к этому – останется только подтянуть резервы для удара. Но откуда они возьмутся, эти резервы? Ведь ещё Гиркин-Стрелков жаловался на нежелание донбасских жителей воевать за империю. Сейчас, по имеющимся данным, в военные формирования ДНР набирают уже людей, не имеющих никакого военного образования и даже официально признанных невоеннообязанными. Вопрос риторический. С ответом общеизвестным.
Есть ещё одна сторона дела. Не забудем об определённых интересах российского индустриального бизнеса к крупнейшим предприятиям Краматорска – таким, как «Энергомашспецсталь» и Новокраматорский машиностроительный завод. Переход Авдеевки под контроль ДНР имеет целый ряд чисто экономических стимулов. Кокс с АКХЗ идёт на металлургические заводы Мариуполя. Прекращение поставок стало бы сильным ударом по украинской индустрии. Заодно очередную «чёрную метку» получит Ринат Ахметов. Который со своими хитроумными играми «и нашим, и вашим» зачастую попадает под удары с обеих сторон.
Наконец, весной 2019 года в Украине предстоят президентские выборы. Дело, понятно, неблизкое. Но некоторые наблюдатели считают вполне вероятной связку Порошенко–Ахметов. Донбасский олигарх может не только поучаствовать в расколе антимайданного Оппозиционного блока, но и в интересах президента ослабить позиций группы Яценюка–Москаля из Народного фронта. Не будем забывать и традиционные межолигархические тёрки.
Донбасские бои должны отвлечь национал-революционеров от 20 февраля
Казалось бы, бои под Авдеевкой уже повредили украинскому президенту. Из-за них ему пришлось прервать свои переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. На которых обсуждал именно ситуацию на Донбассе. Вместо этого ему сейчас приходится заниматься очередным сбором трёхсторонней контактной группы. И предпринимать дополнительные усилия в рамках своих президентских полномочий. Но не пропустим такого момента: политические ток-шоу в РФ вдруг стали очень благожелательны к Петру Алексеевичу. Его выгораживают, ему сочувствуют, его прямо-таки защищают. От кого? От добровольцев. Которых он не контролирует.
Радикальные национал-солидаристы считают режим Порошенко «внутренней оккупацией» (уже не лучшей, чем при Януковиче). Лидер движения ОУН и командир одноимённого батальона Микола Коханивский давно говорит о двух фронтах – внешнем и внутреннем, донбасском и киевском. Эти фронты, считает он, всегда связаны. Разница бывает лишь в том, обращает ли Путин внимание на свои договорённости с Порошенко или «плевать на них хотел». Потом, положение осложняется инициативами «разномастных Гиви».
Приближается 20 февраля – третья годовщина решающих боёв Майдана. На улицах Киева могут повториться революционные события. Та же ОУН Коханивского не раз проводила в столице крупные протестные акции. Например, против того же Ахметова. Или как раз на прошлое 20 февраля, когда пришлось заговорить о третьем, антиолигархическом Майдане. Коханивский полагает вполне возможным, что обострение на фронте приурочено к близящейся дате. Порошенковские власти дробят силы национал-революционеров, заранее готовят кампанию против них. «Понятно же, что новый Майдан свалит не только режим Порошенко, но и сильно ударит по режиму Путина (если не свалит и его). А эти режимы на самом деле теснейше взаимосвязаны».
С Москвой ещё сложнее. Если кто думает, что в кремлёвской верхушке царит единство целей и средств, то он жестоко ошибается. Практически по каждой позиции, начиная с отношения к режиму Лукашенко, Минским соглашениям, Крыму, Донбассу, Кавказу, Сирии, экономическим проблемам, возникает межгрупповой раздор. Усугубляемый предстоящими выборами. Этой осенью – серией губернаторских. Следующей весной – вообще президентскими. Внутрироссийский электоральный фактор накладывается на связку международных – от избрания Трампа в США до грядущих выборов во Франции и особенно в ФРГ. Дышит на ладан пресловутый «нормандский формат».
И это мы касаемся лишь верхушки айсберга. На которой сейчас замороженная, но горячая Авдеевка…
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»