Как понять, что сериал культовый? В принципе, можно выделить несколько факторов. Вы чувствуете мурашки по коже при первых звуках заставки? Вы смотрите её с начала до конца. Не прокручивая? Сериал растаскан на цитаты? Персонажи стали именами нарицательными? О сериале идут какие-то бесконечные споры, причем в совершенно разных социальных кругах? Появились ли вокруг вас какие-то пафосные люди, которые с умным видом шепчут «а вот книга лучше, а вот в сериале нет того, что автор упомянул в таком-то томе»?
Это всё и многое другое неотъемлемая атрибутика сериала «Игра Престолов». Этот сериал настолько мэйнстримен, что многие отказываются его смотреть, просто из принципа. О нем ходят легенды, чего я только не слышала:
― Умрут все. Нет главного героя.
― Сплошное порно, одни грязные сцены.
― Ибо ночь темна и полна ужасов!!!
И совсем уже непонятные непосвящённым вопли, вроде «Ходор! Ходор!» и «Он Азор Ахай! А вам, книги не читавшим, этого не понять!».
Вот и мне бы хотелось отвлечься от обычного разбора сериала. Да-да, к последним сезонам, сериал испортился, стал предсказуемым, обозначились главные герои, как-то топорно слились все неважные. Сюжет то вдруг застопоривался, то нёсся вперед семимильными шагами, и всех жутко разочаровала Дэйнерис. Серьёзно, фанатов так возмутила её сюжетная линия, что в инстаграме началось движение #istandbydaeneris. Можно оправдывать это сколько угодно, мол, Дэйнерис ― следствие любви и страха по Макиавелли, ― всегда шла именно к такому концу: огню и смерти, для неё не существовало демократии, одна тирания. Но, как по мне, я бы с большей радостью увидела её на троне, чем сомнительного Брана, трёхглазого Ворона.
Но я отстранюсь от этого, от потерявшего всякие остатки личности Джона Сноу, только и умеющего твердить, что он верен Королеве, от внезапно потрясающей любви Джейме и Серсеи и его совершенно непонятного предательского отношения к Бриенне, даже от промелькнувшего в кадре стаканчика из Старбакс перед Дэйнерис – я отстранюсь. Сериал окончен, но книги не дописаны. Поэтому у фанатов всё ещё есть надежда прочитать что-то иное. Ибо сюжет в книгах существенно отличается от того, что мы увидели на экране.
Прежде всего, сериал упрощает, делает одномерное из трехмерного – те же Белые Ходоки в книгах – целая культура с непонятным прошлым, сложными целями и оригинальным мировоззрением, а в сериале – просто однобокая сила зла. То же самое и в целом – многие моменты в сериале показаны как бесконечно жестокие, полные негатива – как например брачная ночь Дэйнерис, тогда как в книге все ситуации гораздо более тонкие, психологичные и не состоят из одних бдсм-сцен. Вообще в романах Джоноа Мартина нет плоских персонажей, вроде сериального Станниса, полностью поехавшего на религии. Уверена, книжный Станнис казнил бы своего сериального двойника за тупость. Да и в общем и целом, все красивые намёки в книге, в сериале поданы в лоб.
Кроме того, очевидно, сериал не смог повторить оригинальный стиль книги. Каждая глава книги показана глазами нового героя, а следовательно, совершенно иной слог, иные взгляды, иной подход. Создатели сериала не могли каждую сцену показывать иначе, и это цветастое многообразие взглядов и идей, это полотно сознаний – пропало.
С другой стороны, в чём-то лучше и шоу. Я бы добавила музыку Рамина Джавади в саму книгу. Под его музыку мне самой хотелось присягнуть Дэйнерис, когда она освобождала рабов. Шотландские замки, поля и равнины создают неповторимую атмосферу Вестероса – самим такое не представить, особенно, учитывая, что Вестерос был в чём-то списан с британской истории. Кроме того, книги – это сумасшедшее нагромождение сюжетных поворотов, сам чёрт ногу сломит – и в рамках печатного слова, это увлекательно, но в сериале никто за этим не смог бы уследить. В сериале убрали ненужных персонажей, обременяющих ход повествования, а оставшихся сделали более наполненными и осмысленными, как, например, Бронна.
Я бы воспринимала это как объединённый феномен – сериал+книга. Они взаимодополняют друг друга. Они вещают о нашей жизни, как и любая монументальная фэнтэзи книга. Гарри Поттер затрагивал тему христианства и фашизма (да, интересное комбо). Властелин Колец заставлял задуматься о тонкой грани между добром и злом в душе, а также заставлял переосмыслить весь английский язык – Толкиен заново его придумал, подобно тому как Пушкин перезапустил русский язык. И наконец «Игра Престолов», с её драконами-атомными бомбами, и птичками-журналистами Вариса.
Екатерина Лифшиц, специально для «В кризис.ру»