Сериал «В лучшем мире» или «Хорошее место», короче «The Good Place» (создатель Майкл Шур), – это не просто комедия. Это философская пародия, переложение множества трактатов о морали, выжимка различных нравственно-моральных учений о душе, о добре, об их взаимовлиянии. Но это не нравственность морализаторская, которая свысока, которая мрачна, торжественна и которая учит стыдиться, — это идея морали, которая не бьёт в лоб, а просто светит через щели своей обёртки в искромётный юмор, потрясающий каст актёров и захватывающий сюжет.

Каждая серия – мини урок о «Канте в душе и звёздах в небе». Этот урок может быть чрезвычайно прост, хотя бы даже банальное «помогай ближнему своему», или это может быть что-то по серьёзнее, из серой зоны морали, но что бы это ни было, подано это всегда на высшем уровне – оригинально, смешно, неожиданно.

Просмотр этого сериала напоминает философскую беседу на кухне с близким другом: посмеялись, раскрыли душу, наткнулись на откровение, снова посмеялись, выпили чаю. Ровно такое же ощущение создается и при просмотре «Хорошего места». Возможно, сериал иногда скатывается на менторский тон, но интересным друзьям, которым есть что сказать, мы прощаем маленькие недостатки и большое самомнение. Если бы у сериалов были цели в жизни, то этого нашего друга можно было бы считать вполне состоявшимся по жизни экземпляром – каждая серия полностью захватывает внимание, хочется срочно увидеть следующую, после просмотра есть о чём подумать и что обсудить, актёры харизматичные и запоминающиеся.

Вообще, религиозная тема начинает потихоньку завоёвывать себе место в мире сериалов. Что вполне понятно, она очень многообещающая – эпатажная, смелая, открытая для всех жанров. Можно сделать религиозный фэнтэзи про ангелов и так далее («Чудотворцы», «Благие знамения» или «Тёмные начала» ― недавно вышедший сериал по прогремевшим в своё время книгам Филиппа Пулмана, самого «опасного» автора Британии). Можно полуфэнтэзи про божественные чудеса в нашем мире, которые вроде бы можно объяснить технологиями, но, тем не менее чувствуется рука Провидения («Бог меня зафрендил»). Можно создать сатиру про место религии в нашем мире, расписать греховную жизнь Ватикана, распри между кардиналами, политику при выборе Папы («Молодой папа», «Новый папа»). Можно всё. Фанатики будут недовольны, это добавит хайпа, и – бум – сериал популярен. И, правда, получается круто. Но, как мне кажется, сериал «Хорошее место» не пытался хайповать, местами он сардоничен и зол, но в основном, это очень добрый, прямо скажем, милый сериал, на который вряд ли обидится здравомыслящий человек.

После длительного и пространного вступления, хочется, конечно, чего-то более приземлённого и практичного, поэтому – пара слов о сюжете. Главная героиня Элеанор (Кристен Бэлл – между прочим, одна из звёзд «Холодного Сердца») всю свою жизнь была не очень хорошим человеком, а иногда откровенно плохим. Однако, после смерти она оказывается в раю. Только рай, на самом деле называется «хорошим местом». Ад, что логично, «плохое место». Элеанор вскоре понимает, что произошла ошибка и её перепутали с другой Элеанор, которая была просто ангелом во плоти, но нашу Элеанор это мало трогает, как и не волнует то, что настоящая Элеанор, видимо, попала в ад, она радостно пользуется своим положением. Тем временем, в «хорошем месте» начинают происходить катастрофы, непонятные проблемы, и Элеанор связывает это со своим появлением там, на неё это начинает давить, она открывает свой секрет своему новому другу Чиди (Уильям Джексон Харпер), профессору философии и морали, и тот решает выйти из положения так: научить её быть хорошим человеком. Но само «хорошее место» тоже начинает казаться Элеанор подозрительным. Если оно такое хорошее, то почему каждый в нем сталкивается со своими жуткими страхами? Элеанор всё время ощущает, насколько она здесь не к месту. Чиди, самому высокоморальному человеку на свете, приходится лгать и изворачиваться. Тахани живёт с человеком, который не произносит ни слова, хотя больше всего на свете она любит светские беседы, а Джейсон просто ничего не понимает. Такое ли уж хорошее «хорошее место»? Это не философские измышления, это интересный сюжетный поворот в первом сезоне этого сериала.

Мне кажется, основная идея «Хорошего места» в том, что, как было написано в одной прекрасной книге, «злых людей нет на свете». Или же – что люди способны меняться. Другими словами, всегда есть надежда, и жить хорошо, и место, где мы живём, хорошее, просто потому что мы там. Хорошо там, где мы есть.

Екатерина Лифшиц, специально для «В кризис.ру»