Слово «аниме» вообще многих напрягает. Рисованные персонажи, 25-ый кадр, покемоны… Но на самом деле, это отдельный вид искусства, и в рамках этого вида есть и плохие, и хорошие примеры.

Аниме – это сериал, в котором в разы увеличена доза пафоса, эмоциональности музыки как двигателя сюжета, и каждый персонаж олицетворяет опредёленный социальный стереотип, благодаря гиперболизированным чертам характера. Если человек верный – то тут и собака рядом не стояла. Смелый – смелее только фантазия аниматоров. И так далее. И именно благодаря таким особенностям аниме, конфликты, переживания героев, эмоции и духовный путь – вычерчены гораздо более ясно, резко и чётко, чем это возможно в неанимационных фильмах и сериалах. Если герой аниме чем-то жертвует, то это Жертва, и это красиво, пафосно, сильно преувеличенно, но не отвращает – как могло бы, будь персонаж не нарисованным. Если герои влюблены, то музыка, классика больших «анимешных» глаз и их взаимодействие представит полную картину любви даже самому ленивому зрителю.

Конечно, такая особенность упрощает аниме. Везде используются одни и те же стратегии, и что Наруто из одноименного аниме, что Ичиго из «Блича» или Нацу из «Fairy Tail» – все эти главные персонажи – один типаж: весёлые, глуповатые, честные, взрывные и очень добрые, смелые герои. И главная идея тоже всегда, примерно, одинаковая: никогда не сдавайся. Никогда не умирай – ни ради друзей, ни ради великой цели – а живи ради них. Друзья – это вторая семья. И так далее, и в том же духе. Каждый раз эти идеи обыгрываются заново, с новым пафосом, боями, шутками и потрясающей музыкой, но даже это рано или поздно надоедает.

Но есть одно аниме, которое с первой секунды заявляет: здесь всё не так. Вроде это и сёнен (аниме, в котором много драк), но структура у него отличается от классической. И вообще оно пародирует все аниме подобного типа, а заодно и всю индустрию. И в этой статье я перечислю пять причин, по которым аниме «Гинтама» (создатель – Хидэаки Сорачи) — это настолько успешная пародия, что может даже ненавистника аниме заставить улыбнуться.

5

Главные герои «Гинтамы» – не привычные для аниме благородные (хотя зачастую и туповатые) герои, а вполне себе обычные люди. Даже скорее сволочи, хотя и самураи. Они постоянно предают друг друга, бросают в тяжелые моменты, а также обладают целым спектром очень раздражающих привычек. Прямо скажем, отвратительных. Иначе говоря, хоть это и аниме, хоть это и Япония 19-го века эпохи Революции Мэйдзи (с оттенком научной фантастики), персонажи Гинтамы нам очень близки, и с каждым можно себя проассоциировать. В первых кадрах главный герой, самурай Гинтоки, видит перед собой орду врагов. Под торжественную музыку он вытаскивает меч, всё по канонам… Потом бросает его и убегает, потому что в нормальной жизни никто не полезет драться с тысячью солдат в одиночку.

4

Как видно, «Гинтама» — это идеальный микс юмористического абсурда и строгого пафоса. В ней присутствуют по-настоящему красивые бои и трагедия. Действительно благородные герои погибают, произносятся воистину пафосные речи о смысле жизни, дружбы, о Бусидо (самурайском кодексе чести), а через секунду всё это высмеивается, и герои издеваются сами над собой. Иногда при этом, ломая четвёртую стену. Например, когда собрались вместе и стали выбирать самый крутой момент из этого аниме, как бы понимая, что они всего лишь персонажи, и их показывают по телевизору. Такая самоирония – это всегда освежающе и приятно, особенно после максимальной дозы пафоса. Такие эмоциональные качели не дадут отвлечься.

3

Но это аниме радует не только «пост-иронией». Обычный юмор в нём тоже вполне искрящийся. Очень много игры слов, ссылок на известные фильмы и реалии, по типу воплей “Pulp! Pulp fiction!” вместо “Help! Help me!” – так как героиня не очень хорошо знает английский, а название известного тарантиновского фильма знают все.

Стоит отметить, что создатели аниме не стесняются и так называемого «туалетного» юмора, но это особенность восточного юмора. И в некоторых случаях, западного тоже. Так как во многих странах считается, что такого типа юмор очень полезен. Он учит всех с детства быть раскрепощённее. Если говорить академическим языком, это «карнавальный смех» по Бахтину. Всенародный, свободный юмор, возвращающий нас «к земле». В «Гинтаме» есть целый эпизод, посвященный тому, что у героев не было туалетной бумаги, и они – в пародийном стиле – решали с помощью различных логических тактик и стратегий, как справиться с этим препятствием.

2

Как я уже упоминала, аниме – не аниме без великолепной, рвущей душу музыки. «Гинтама» не исключение. Благородная музыка, от которой чувствуешь себя самураем. Трагичная, боевая, весёлая… Отдельно хочется отметить песни – обычно в аниме герои редко поют, но в «Гинтаме» несколько раз звучит «Kabuki-chou», спетая под гитару героем-неудачником про свою тяжелую жизнь. “Kyo mou asahi ga… me ni shimiruu…” – «и сегодня снова утреннее солнце слепит мне глаза…».

1

И наконец, самое главное. Почти все герои «Гинтамы» основаны на исторических персонажах, в аниме упоминаются исторические деятели и реалии. Нобунага и Хидэёси, конфликт с Такамацу, политика Иэясу – всё это показано, хотя и с долей абсурда и приколов, но многое можно подчерпнуть, особенно учитывая, что за пределами Японии эти имена мало кому известны.

Также в аниме показана работа Синсэнгуми – военно-полицейского отряда эпохи Токугава.

Кондо Исами – Кондо Исао, Хидзиката Тосидзо – Хидзиката Тоширо

Исторические личности, вроде Кондо Исами – командир Синсэнгуми (в аниме – Кондо Исао) и Хидзикаты Тошидзо – его заместитель (в аниме – Хидзиката Тоширо), опять-таки изображаются часто в юмористическом ключе, но при этом нельзя отрицать уважение авторов аниме к первоисточникам и восхищение, вызванное героями. Кодно избражается как честный, смелый, но глуповатый капитан. В аниме также можно проследить прикол над историческим фактом (неподтверждённым) о катане Кондо – Котэцу. Так как неизвестно, действительно ли он обладал таким мечом или нет, в аниме это спародировали так: Кондо покупает себе за кругленькую сумму катану со встроенным плеером (да, такая шуточка), называет ее любовно «Котэтсу-чан» или «моя миленькая Котэцу» и случайно ломает её.

Причем, в аниме также отмечается и другой неподтвержденный факт. Именно Хидзиката Тосидзо выступил создателем суровейшего устава Синсэнгуми — кёкучу-хатто, согласно которому: «Если член Синсэнгуми был вовлечён в поединок с незнакомцем — при исполнении служебных обязанностей или нет — и был ранен и не смог убить врага, позволив тому скрыться, он должен сделать сэппуку, так же, как и в случае ранения в спину». В аниме это обыгрывается более весело: Хидзиката вечно всем угрожает насильным сэппуку, но никогда не доводит дело до конца.

Кроме Синсэнгуми, упоминается и Кихэтай – ополчение, созданное Такасуги Синсаку (в аниме Такасуги Шинскэ) в Тёсю-хане против сёгуната Токугава, и его деятельность показана как экстремистская (что, в принципе, справедливо). Также упоминается его учитель Ёсида Сёин, воспитавший деятелей, совершивших потом Революцию Мэйдзи, и его казнь. В аниме эта история додумана и продемонстрирована с большим пафосом: Такасуги потом мстит сёгунату за убийство сэнсэя.

Кихэтай

Наконец, отметим и Онивабан, группу шпионов и тайных агентов сёгуна. Правда, исторически это 17-18 век, в отличие от Синсэнгуми (19 век) или Кихэтая (тот же 19 век), но всё равно очень увлекательно.

Интересно также, что главный герой «Гинтамы» Саката Гинтоки был назван в честь героя японских легенд Кинтаро (позже Саката Кинтоки) – невероятно сильного самурая, которого вырастили звери в лесу.

Конечно, нельзя не отметить, что в этом аниме перепутано несколько периодов и додуманы герои, но тем лучше – охватывается сразу несколько важных временных точек истории и фольклора Японии. Кроме того, все объединено периодом Эдо, т.е. сёгунатом Токугавы, к которому, по всей видимости, авторы испытывают двойственные чувства.

А самое интересное, что всё происходящее на экране можно применить к сегодняшним реалиям. Гинтоки – один из последних самураев, так как захватчики Эдо запретили носить оружие и тиранически давят на население. Гинтоки лишился катаны, носит деревянный меч и не идет на конфликт, пока в нем не разбудят дремлющего зверя. Его бывший лучший друг стал лидером Сопротивления – опять-таки исторического Исин Сиси (в аниме – Джоисиси). Исторически – это националистическое движение против сёгуната Токугава, в аниме – против захватчиков Эдо, тоже в каком-то роде сёгуната. Второй его друг, кстати Такасуги Шинске, как и его прототип, стал откровенным убийцей-экстремистом и основал Кихэтай. Все трое, каждый, по-своему, хранят в себе дух истинных самураев.

Исинсиси

Закончить хотелось бы хокку Хидзикаты Тосидзо (исторического деятеля, не персонажа) – самурая, полицейского, беспощадного убийцы, демона Синсэнгуми, мечты всех женщин того времени, человека, приказавшего собственному другу совершить сэппуку из-за того, что тот нарушил Бусидо.

Negau koto aru
kamo shirezu
hitorimushi.

(И мотылек, что в огне сгорает, мечтал о чём-то).

Екатерина Лифшиц, специально для «В кризиз.ру»