Роман Мадянов, неоднократный лауреат «Ники» и «Золотого орла», мастер запоминающихся ролей второго плана скончался сегодня в Москве. Причиной смерти 62-летнего актёра стала тяжёлая болезнь. «Страна любила его», – скорбно замечают комментаторы.
Сын телережиссёра, Роман быстро был замечен профессионалами советского кинематографа. В фильме «Перевод с английского» он дебютировал в девять лет. В общей сложности на его счету более двухсот ролей. Особенно удавались определённые типажи – чиновники, милиционеры, гэбисты, криминальные авторитеты… В его исполнении они действительно впаечатляли даже на втором плане. А из персонажей исторических – министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов («В круге первом» и «Хранить вечно»), партийный хозяин Ленинграда Сергей Киров («Есенин»).
Авторы некрологов особо отмечают Мадянова в «Штрафбате», «Солдатах», «Участке», «Охоте на изюбря». Роли особиста Харченко, офицера Колобкова, деревенского администратора Шарова, финансиста Федякина принесли исполнителю «всероссийскую любовь и популярность».
Всё это картины середины 2000-х. В социально-историческом плане – на закате раннепутинского благополучия, которое многим отдаётся ностальгией. Круглолицый прикольщик в образах майора или подполковника – это было стильно. Радовало зрительскую массу. Под стать «тучным нулевым». Мадянов органично входил в краски и ритмы той эпохи. Но не стоит сейчас углубляться. Некролог не подходит как повод.
Но если вспоминать по-настоящему, надо совсем о других фильмах сказать. Особое место в актёрском наследии занимает роль мэра в «Левиафане». Запредельный негодяй Шелевят, поднимающийся по костям, ярко олицетворил современную власть над Россией. И год был как раз 2014-й. Уже иная эпоха.
Но не только «Левиафан».
1974 год – «Весенние перевёртыши» по повести Владимира Тендрякова. Двенадцатилетнего Рому Мадянова в этом кино звали Дюшка Тягунов. Школьник из леспромхозовского посёлка в пору первой влюблённости. Смертный бой с пацаном-зверюгой Санькой по кличке Ераха. «Он бы и людей убивал, если б можно было!» – в отчаянии предупреждает Дюшка. Но ему не верят. Поверят только когда Ераха возьмётся за нож.
За что он, Дюшка так ненавидит Саньку? За что Санька так ненавидит его, Дюшку? Просто за то, что другой из них есть на Земле. Двоим места не будет. Не надо искать иных мотивов. В решающей драке Дюшка безошибочно бьёт первым.
«Почему он такой?» – спрашивает Дюшкин отец, сообразивший, наконец, что к чему. «Нипочему. Таким родился», – отвечает Дюшка. Крамольный, кстати, подход по тем временам. Ибо немарксистский. Недаром эти слова из повести не попали на экран. Но фильм многих побудил прочесть книгу.
И Дюшка, и Санька наверняка дожили до наших времён. Современный тип Ерахи – типичный «СВОшник». Уехавший убивать, вернувшийся убивать. Если, конечно, вернулся. Современный тип Дюшки… с этим сложнее. Во всяком случае, это не был Роман Мадянов, публично поддержавший нападение на Украину. Планка персонажа-ребёнка оказалась слишком высока для взрослого актёра. То ли дело левиафановский мэр Шелевят. Вот этот да, тоже наверняка засылает на Донбасс «гумпомощь»…
Мало кто помнит за Романом Мадяновым роль в «Весенних перевёртышах». Это несправедливо. Дюшка говорил верно.
Константин Кацурин, специально для «В кризис.ру»