Если мне скажут, что я всю жизнь могу смотреть только один сериал, какой я выберу? Самый насущный вопрос. Тем более в свете того, что каждый день появляется огромное количество сериалов, часть из которых просто, надо сказать, позорит это гордое понятие. Чтобы выбрать идеальный сериал, с которым можно сидеть, дожидаться апокалипсиса, нужно принять во внимание сразу несколько факторов. Сериальных параметров, так сказать. Это, конечно, не семью создавать, но к выбору любимого… сериала надо подходить с умом. Требований много, сериалов ещё больше, а подходит по-моему только один. Не то что бы лучший – но очень наполненный, а потому самый адекватный кандидат – «Доктор Кто».

Во-первых, конечно, у этого сериала ― партнёра на всю жизнь ― должно быть много сезонов. И вообще желательно, чтобы он всё ещё выходил. Гениальнейший «Светлячок», который смотрится на одном дыхании, проигрывает, ибо у него в наличии лишь один, хоть и полностью сносящий голову атмосферный сезон. И сами серии пускай будут подлиннее, а не как во всегда смешном, всегда будто в первый раз увиденном «Сайнфелде». Насколько свежим и задорным он ни казался бы при каждом просмотре, это всё-таки ситком, характеризующийся короткими сериями. Иначе говоря, важен фактор долгожительства.

Во-вторых, в нашем избраннике не должно быть никаких раздражающих моментов, вроде того же закадрового смеха. Закадровый смех – вообще удивительный феномен. Сначала он жутко отвлекает. Потом к нему привыкаешь настолько, что он сливается с фоном и становится белым шумом. Но потом наступает какой-то момент перелома, и этот смех начинает раздражать и даже пугать. Начинаешь задумываться – над кем эти люди смеются? Они что, думают, я не понимаю, где смешно? И вообще, где сейчас все эти люди, которые так заразительно хохотали лет 30 назад? Под аккомпанемент всех этих совсем невесёлых мыслей весёлый закадровый смех доводит до состояния максимального раздражения. А значит, великолепные «Друзья» и «Как я встретил вашу маму» не смогут составить мне пожизненную компанию, как бы хороши они ни были. Значит, второй фактор – отсутствие плохих привычек, так сказать.

Третий фактор, и как по мне, он определяющий, самый знаковый, перед которым бледнеют два предыдущих, более базисных – это, если перевести на язык человеческих отношений, интересная, многогранная личность сериала. То есть это не может быть просто комедия, исключительно боевик или сплошная мелодрама. В сериале должно присутствовать всего понемногу, плюс свой собственный шарм – харизма. Например, «Игра престолов» — это очень увлекательно, тут и историческая подоплёка, и яркие характеры, бои, интриги, любовь, смерть – но даже это, рано или поздно, приедается. Сериал ограничен собственным миром, жанром – он мрачен, угрожающ и угрюм, что при первом знакомстве впечатляет, но не квалифицируется как харизма.

Также хочется, чтобы у Того Самого сериала были какие-то морально-нравственные устои, и чтобы держались они на серьезном фундаменте фоновых знаний. Иначе говоря, сериал должен обладать Идеей – как общей, так и мини-идеями в рамках каждой серии. Всегда восхищает, когда сериале при этом присутствуют ссылки на культуру, литературу, искусство и так далее. В результате получается даже не столько сериал, сколько интереснейший собеседник, мысли которого можно потом обсуждать с друзьями.

И вы, устав от очень уж длинного вступления, обратимся наконец к моему избраннику ― сериал «Доктор Кто». Меня, кстати, всегда расстраивало, что перевод названия выглядит как-то странно. По-английски, Doctor Who – это вполне нормальный, грамматически верный вопрос, который задают, когда хотят выразить крайнюю степень непонимания: «какой ещё доктор». Русская калька приводит к тому, что теряется большое количество связанных с этим вопросом шуток.

«Доктор Кто» (сценаристы: Стивен Моффат, Дейвис, Расселл Ти, Нил Гейман), — потрясающий пример сериала-долгожителя, первая серия вышла еще в 1963 году. Не зря его внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный и успешный научно-фантастический сериал. В 2005 году произошел перезапуск, и, честно говоря, старую версию могут смотреть, наверное, только хардкорные фанаты, но новый сериал – это успех. Он отвечает всем перечисленным выше параметрам, и, в принципе, с ним можно провести, например, коронавирусную изоляцию.

12 сезонов, всё еще выходит, серии по сорок пять минут – внешний вид очень приятен. Смешение всех возможных стилей. Так как в основе сериала лежит научная фантастика – вариации поджанров не ограничены. На своей машине времени Доктор летает в прошлое, будущее, на другие планеты, в другие миры. Расследует дела, словно полицейский, сражается как Арья Старк (актриса Мэйси Уильямс, кстати появилась и в этом сериале), спасает миры как некое божество, ищет гениальные решения, словно великий учёный.

Это может быть и детектив, и триллер, и драма, и всегда, в каждой серии присутствуют элементы комедии. Кроме того, каждые несколько сезонов Доктор регенерирует, и претерпевает тонкие, психологические личностные изменения, и актёр, играющий его, меняется. Доктор становится мудрее, злее, разочарованнее. Или, наоборот, старается отпустить и забыть. Доктор Дэвида Теннанта – бесконечно милый, забавный, добрый романтик. Доктор Мэтта Смита – полностью сумасшедший, странный, непредсказуемый. Питер Капальди сыграл злого Доктора, уставшего от ударов судьбы.

Вместе с Доктором зачастую обновляется и весь актёрский состав, все его спутники. То есть этот сериал, чисто технически, не может надоесть – он как река, в которую не вступить дважды. И у него не иссякают темы для беседы. Доктор расследует дело об убийстве вместе с Агатой Кристи. Помогает написать пьесу Шекспиру. Показывает отчаявшемуся Ван Гогу будущий музей с его картинами. Сражается против армии инопланетян с помощью самой жестокой машины убийств – отрядом римских легионеров.

Доктор любит Ривер Сонг, но их временные линии разнонаправленные, их первая встреча – для неё последняя. А, может быть, и нет – ведь некоторые временные парадоксы можно разрешить. А некоторые нельзя. И расставание Доктора с некоторыми его спутниками может разбить сердца фанатов, и они ещё долго будут яростно спорить, кто был круче: Эми! Клара! Донна. Да, Доктор любит путешествовать с симпатичными девушками.

Если только сам не становится девушкой, как в самом новом сезоне, тоже не избежавшим напора феминизма. Последняя реинкарнация Доктора – женщина, которая, кажется, объединяет в себе все черты предыдущих Докторов – в ней и бесшабашность Смита, и уютная привлекательность Теннанта. И хотя, женщина-Доктор – очень противоречивый концепт, и последние серии сериала слишком ударились в толерантность и обладают чрезмерно менторским тоном (зато я, например, как раз после сериала узнала о подвиге Розы Паркс), мне кажется, «Доктор Кто» никогда не перестанет быть нетленной классикой. Это сериал, в котором есть буквально всё для всех и навсегда. Он появляется в нашей жизни с незабываемым, приятным сердцу звуком ТАРДИС (машина времени Доктора), и перед нами открывается безграничный мир приключений.

Екатерина Лифшиц, специально для «В кризис.ру»