Руководители крупнейших российских музеев потребовали от государства наказать активистов «Божьей воли», устроивших погром выставки в московском Манеже. Однако письмо явно запоздало. Вчера стало известно, что защищать музеи государство больше не намерено. С 1 ноября дело защиты всенародной собственности, находящейся в ведении музеев, станет непосредственной обязанностью самих музейщиков.

bojvol2Открытое письмо подписали представители крупнейших российских музеев — Третьяковки, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Государственного центра современного искусства, Политехнического музея. Ранее на сайте Эрмитажа было опубликовано обращение Михаила Пиотровского, президента Союза музеев, расценившего «действия странных активистов с галюциногенными кличками как подлинное проявление кощунства, богохульства и оскорбления веры». В том же письме Пиотровский призвал коллег срочно «провести учения по защите режима работы экспозиций собственными силами».

Какими именно силами будут проведены антитеррористические учения, директор Эрмитажа не уточнил. Едва ли престарелые вахтёры, смотрители и научные сотрудники даже самого крупного в стране военно-морского музея или музея артиллерии способны оказать достойное сопротивление даже горстке вандалов. Тем более — толпе фанатиков или организованной группе экстремистов.

Что, собственно, и доказал горячий православный активист, бывший студент заочного отделения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Цорионов, кстати, отчисленный оттуда за неуспеваемость. Его секта «Божья воля», как говорит он сам, ничего особенного не совершала: «Речь шла только о тарелке и кусках линолеума». Он также с горечью добавил, что «никто даже не побил этих преступников, организаторов выставки, хотя моральное право было».

Видимо, признавая это право, РПЦ устами главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Чаплина весьма условно пожурила погромщиков. «Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки», — строго сказал Чаплин, комментируя буйство православного воинства.

При этом добавил, что сам-то, конечно, не видел экспонатов выставки. «Но если они оскверняют образ распятия, то нужно было сразу же, как эта выставка была устроена, выяснить, происходит ли осквернение почитаемого верующими символа».

bojvolНапрасно святой отец Чаплин лишил себя лицезрения «экспонатов». Как следует из его официальной биографии, в отличие от Цорионова, он вроде бы человек хотя бы отчасти образованный и кое-что оценить смог. Выставка «Скульптуры, которых мы не видим», которую он не посетил, впервые столь масштабно представляет творчество лучших представителей нонконформистского искусства 1960—1970 годов — Вадима Сидура, Владимира Лемпорта, Николая Силиса. Авторов, чьи работы сегодня, как и во времена людоедского коммунистического режима, являют пример бескомпромиссного гуманизма, любви, доброты и человечности.

Лишь фанатичный недоучка или записной мерзавец может назвать эту выставку «беспрецедентным актом богохульства», а её разгром — «нормальной реакцией общества».

Лично Пиотровский и авторы открытого письма, полагают, что действия «Божьей воли» подрывают авторитет православной церкви и даже могут «помешать работе по поиску гармонии отношений» между музеями и РПЦ. Это, конечно, преувеличение. После чуда с часами патриарха, после средневекового суда над Pussy Riot, после серии ДТП с участием пьяных священников подорвать репутацию РПЦ уже невозможно. Точно так же, как невозможно нарушить гармонию между музеями и РПЦ после того, как церковь отобрала у окормляемого народа Смольный собор и Благовещенскую усыпальницу, посягает на Спас-на-Крови, Исаакий, «Херсонес Таврический».

Возможно, конечно, что передавая РПЦ национальные символы, государство пытается компенсировать сокращение своих расходов на них. В соответствии с глобальным антикризисным планом, финансирование культуры урезано на 10%. Правда, по словам министра культуры, на государственную поддержку не стоило рассчитывать лишь фильмам, которые «оплёвывают» российскую власть. Но в реале произошло иное. Фильмы, конечно, тоже не финансируются, но более всего страдают лучшие музеи страны.

Месяц назад президент РФ подписал указ о сокращении численности органов внутренних дел России на 110 тысяч человек. Предполагалось, что это сокращение произойдёт за счёт численности чиновников. На деле — увольняются рядовые сотрудники и работники подразделений вневедомственной охраны, непосредственно охранявшие объекты. Видимо, президент и правительство глубоко убеждены в том, что российская культура развивается столь успешно, что ей вполне по силам охранять саму себя. Возможно, даже создавая собственные военизированные формирования, а то и частные армии.

bojvol3Вероятно, православный бизнесмен Малофеев, планирующий строительство в Подмосковье суперпарка патриотических аттракционов, сможет привлечь к охране своей собственности военных, вернувшихся из отпусков в Донбассе. И даже поставить во главе этого воинства непревзойдённого стратега Гиркина. Но другой — тоже очень православный — бизнесмен и даже первый по РФ «банановый король» Кехман уже вынужден выпрашивать средства у Минкульта на свой мегапроект всесибирского театра.

Все остальные не надеются даже на это. Пиотровский — директор одного из величайших музеев мира — лишь призывает к мобилизации собственных сил. Предположим, в запасниках Эрмитажа найдутся и скифские акинаки, и китайские арбалеты, и даже испанские аркебузы. Есть ещё целая армия бесстрашных эрмитажных котов. Но остальным музейщикам, похоже, придётся защищаться от православного гнева лишь швабрами, мётлами и щётками.

Анна Мышкина, «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *