СМИ и соцсети взорваны очередной духоскрепной мудростью начальства. Московский Центр культуры «Сцена» отказался демонстрировать спектакль «#рябчиковжуй #новыдержитесь», поставленный по мотивам классической детской сказки «Приключения Чиполлино». Основание просто как правда: «Нельзя». Ибо – пропаганда цветной революции, разжигание ненависти к определённой социальной группе, зов на Майдан. Сказка Джанни Родари действительно пропагандирует, разжигает и зовёт. За то и любима поколениями.
Произошло, можно сказать, этапное историческое событие. Никогда ещё официальные лица РФ не проявляли такой запредельной откровенности. Всякие звучали «вы держитесь». Но чтобы прямо ассоциировать себя с силами зла из детской литературы – такое, кажется, впервые.
Спектакль в жанре сатирического памфлета планировалось показать сегодня. Поставили его подростки из Центра театрального искусства при Московском Лианозовском театре. Для фестиваля любительской сцены «Молодые — молодым». Не сказать, чтобы ребята шли дословно по тексту Родари. «Кур нет, но вы держитесь», «конфискация», «экспроприация», «инновация», «девальвация» — ничего такого Чиполлино не говорил. И вообще, за сорок минут не отразишь такого грандиозного события, как революция в сказочной стране. Но кому надо, поняли всё и сразу. Как не понять, когда «Сцена» – структура бюджетная, государственная.
Итальянский писатель-сказочник Джанни Родари в юности был фашистом. Потом стал коммунистом и остался им навсегда. В оба радикальных движения его привели жажда справедливости, тяга к борьбе за народ, против чиновно-дворянско-буржуазного гнёта – ибо золочёная сволочь порождает т.н. «экстремизм» самим фактом своего существования. Именно так в его сказке превратился к «экстремиста» мальчик-луковица Чиполлино: когда номенклатурный синьор Помидор, угождая тирану принцу Лимону, арестовал его отца. А потом ещё вознамерился отобрать у бедняка Тыквы дом, впервые построенный под старость. (Правда, издевательское «держись» Помидор в обоих случаях сказать забыл. А то бы, конечно, украсило.)
Художественный руководитель Московского Лианозовского театра Надежда Егорова признаёт крамольную актуальность спектакля. И немудрено. Достаточно того, что в общем и целом постановка опирается на текст Родари. А там…
Чего стоит, к примеру, описание «прямой линии» принца: «На окраину немедленно отправили дюжину солдат-Лимончиков… Прибыл сам правитель со свитой… Принц Лимон строго посмотрел на старика: «Чего это ты кричишь «назад»? Мои верноподданные так жаждут увидеть меня, что рвутся вперёд, а тебе это не нравится, да?» Десять солдат-Лимончиков кинулись на несчастного Чиполлоне и надели на него наручники». Или разговор Чиполлино с Чиполлоне на тюремном свидании: «Отец, тебя засадили с ворами и бандитами! – Что ты сынок, у принца Лимона всё наоборот: воры и убийцы во дворце, а в тюрьме честные граждане. – Значит, попасть в тюрьму — это большая честь? – Выходит, что так». А уж ближе к концу и вовсе: «Синьор Помидор разглядел, что на башне развевается знамя Свободы…. Принц Лимон угодил головой прямо в рыхлую кучу, предназначенную для удобрения полей».
«Такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотеки, не можем рисковать, вы сами должны понимать», – цитирует директора ЦК Анжелику Петрову основатель ЦТИ Александр Таттари. «Ну да, «Чиполлино» сейчас актуальный текст, но мы в этом не виноваты, не мы его актуальным делаем», – отвечает Надежда Егорова. Обе они совершенно правы.
Признаёт крамольную актуальность спектакля и Александр Таттари. Но «стране же нужен актуальный театр, а политическая сатира как жанр в России пока не попала под запрет». И он, и Егорова анонсировали показы на более свободных площадках.
А то, быть может, разрешение последует с самого верха. Это был бы сильный ход, в духе «да дураки». Сомнительно, впрочем. Есть мнение, что «из всех жанров литературы волшебные сказки точнее всего отражают реальность». А Чиполлино от лимонов с помидорами разрешений не просил и не ждал.