«Лихие девяностые» – этот термин давно приобрёл однозначно позитивное звучание – были отмечены российской десоветизацией. Политика, экономика, государственное устройство, массовое мировоззрение эволюционировали от советского прошлого в европейское, демократическое будущее. С начала XXI века ситуация начала меняться: сначала медленно, затем всё быстрее нарастал процесс ресоветизации. РФ постепенно превращалась в «СССР 2.0» – с номенклатурным мракобесием, но без красной романтики. Интерес правящего чиновно-олигархического сословия здесь понятен. Другой вопрос, почему это приняло общество и принимает ли теперь.
Сталин уже не массовый убийца, а «эффективный менеджер»; на официальном уровне оправдывались Пакт Молотова-Риббентропа, аннексия Литвы, Латвии и Эстонии, подавление советскими войсками Венгерского восстания и Пражской весны, интервенция в Афганистан. Голодомор, Большой террор, Катынское убийство расцениваются как нечто «неоднозначное». Если какие-то коммунистические преступления нынешние власти ещё не пытались обелить, то экспроприацию и коллективизацию – видимо, в заботе о собственной собственности.
Удалось организовать и как бы «общественную» поддержку официальному курсу ресоветизации. СМИ и особенно интернет-пространство переполнены хвалебными статьями о советских успехах и достижениях (в основном выдуманных); в городах и посёлках появляются новые и восстанавливаются старые памятники Ленину и особенно Сталину; идёт реклама советского образа жизни – от телепередач и фильмов, в которых советская действительность приукрашивается, до чебуречных «СССР» и надписях на товарах «произведено в соответствии с советским ГОСТом».
Главным свидетельством ресоветизации считается культ Великой Отечественной войны. Его называют «победобесием», но речь не столько о Победе 1945-го, сколько о войне как таковой. Государственное насилие превращено в новую, поистине бесовскую «религию». Грозным символом которой стал Главный храм Вооружённых сил РФ, или Патриарший собор во имя Воскресения Христова. Все атрибуты которого символизируют события и явления, связанные с войной. Чисто языческое капище основано на языческой символике и переполнено языческими символами.
Это святилище демонстрирует: ресоветизация – не восстановление СССР, а нечто другое. Остаётся ощущение недоговорённости, скрытости. И это особенно остро замечают не либералы и демократы, а имперцы-черносотенцы.
Обратимся к статье Елены Семёновой «Ресоветизация. Корчи под незаржавленным прессом» с ресурса Rys-strategia.ru: «Ресоветизация была запущена в РФ в 2014 году, как противовес набирающему обороты за счёт Русской Весны пробуждению русского самосознания… Вспомните площади Крыма и Новороссии. Там был один лейтмотив: «МЫ – РУССКИЕ!» И, вот, это оказалось страшным для наших руководящих и направляющих. И нашим, ещё не пробудившимся вполне от советчины людям быстро предоставили самую лёгкую подмену – «МЫ – СОВЕТСКИЕ!» Телевидение прочно оккупируется красными пропагандистами Сёмиными, Прилепиными и т.д., срочно «переобуваются» вчерашние либералы Киселёвы и Соловьёвы. Воспеваются Дзержинский, Ягода, Берия, Жданов и прочие палачи русского народа». Автор вспоминает, как ловко манипулировали такими подменами главари КПСС от Ленина до Андропова.
В чём же эта недосказанность? Объясняем. Не может быть СССР без марксизма-ленинизма, без руководящей роли РКП(б)-ВКП(б)-КПСС. Российская ФСБ может искренне кичиться преемственностью от ВЧК-ОГПУ-НКВД, славить Дзержинского и реабилитировать Берию – но дальше бюстиков в «красных уголках» сходство с чекистской корпорацией не зайдёт. Ибо чекисты служили хилиастическому марксизму-ленинизму, тотальной жути выворачивания Вселенной. А не примитивно-алчному властолюбию алчности Путина и Бортникова. «СССР 2.0» без коммунизма – это нонсенс.
Недаром нынешней ресоветизацией недовольны не только черносотенцы, но и последовательные коммунисты. Из их манифеста «Ресоветизация или нас сомнут» с интернет-портала Конт: «Сегодня против нас ведется война мировоззрений. Участвовать в ней, не имея мировоззрения, невозможно. Точно так же нельзя участвовать в ней, опираясь на неолиберальное, рыночное мировоззрение, мировоззрение твоего врага. Цель – собрать имеющиеся скудные средства в кулак, начать силовую мобилизацию, совершить качественный рывок для укрепления обороноспособности. Реабилитация идеологии как понятия. Реабилитация основных достижений Советской эпохи». Неосоветчики, понятно, застряли где-то в конце 1940-х, но кое в чём они правы. Невозможно педалировать социальные темы в современной России принцев и нищих. Невозможно имитировать некие светлые идеи, пропагандировать прогресс (хотя бы только научно-технический) в нынешнем гнезде мракобесия. Невозможно изображать «борьбу за мир» в военно-садистском экстазе.
Ресоветизация нужна правящей элите РФ как метод удержания власти. Но идеологии она требует новой. Или наоборот – архаично старой. Владимир Путин и его окружение обожают заклинание: «Россия устала от революций». Характерна небывалая реклама фильма «Союз Спасения», обличающего революционеров-декабристов и прославляющего защитников царизма. Николай I куда более соответствует идеалу нынешнего режима, нежели автор статьи про декабристов, разбудивших Герцена.
Нынешние хозяева жизни в костюмах за тысячи долларов, с бриллиантовыми запонками и часами «ролекс» не хотят ассоциироваться с чахоточными «комиссарами в пыльных шлемах» и задрипанными героями первых пятилеток. Правда, с досоветскими предпринимателями-благотворителями типа Морозова, Рябушинского и Третьякова им, нынешним, тоже сравниваться неудобно: сразу спросят, где помощь народу, какие галереи и музеи оставите вы стране? Так что нужны другие фигуры-символы. Какие-нибудь государственники типа петровских поручиков Преображенского полка или суворовских ординарцев. А если брать идеологов – то Константин Леонтьев, Фёдор Достоевский или Иван Ильин, любимый философ Путина. Хотя нет, и тут уже скользко! Достоевский в молодости был бунтовщиком, а Ильин ненавидел Советы и чекизм, призывал сопротивляться силой. Так что ищите Константина Победоносцева. Вот его «совиные крыла» – это как раз то, что нужно.
Но есть проблема. Победоносцев с Леонтьевым чересчур сложны для «глубинного народа» из депрессивных городков. Преображенские поручики опасны большевистскими аллюзиями: мотались по России в драных мундирах, да и служили неблагонадёжному царю-реформатору с западными увлечениями. Даже светлейший князь «Алексашка» Меншиков, сам голодранец из народа – не только воровал (это вполне годится), но эффективно управлял и храбро воевал ради европейской империи. Можете себе представить какого-нибудь представителя современной элиты, идущего в бой?
Так и остаётся последнее – Иван Грозный с Малютой Скуратовым. Парящие над народом где-то в недосягаемых высях. Но при кандалах и батогах.
Таковы же были, собственно, и советские вожди. Кто бы посмел оценивать деятельность Сталина или требовать с него отчёта? Отсюда сам проект ресоветизации, выгодный номенклатурной олигархии. Но мешает «красная» демагогия с её «народовластием» и «заботой о человеке». Требуется что попроще.
Идейно-политическую конструкцию, подходящая современной элите, лучше всего описал Владимир Сорокин в антиутопии «День опричника». Напомним, «опричь» означает – вне, снаружи, отдельно, за пределами. Вне критики, за пределами законов и морали. По ту сторону Добра и Зла. Иван IV создал опричнину для борьбы с «крамолой», суть которой толком не разъяснил. Ибо не дело холопов размышлять. «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», – писал Грозный князю-эмигранту Курбскому. Уточняя при этом, что его холопы – всё население Русского государства, включая князей и бояр. Геополитические цели нынешней власти также напоминают времена Ливонской войны больше, чем Великой Отечественной.
Кремлёвские правители давно отбросили прежний липовый интернационализм. Весной 1992 года, в разгар «антисоветской весны» и разгула демократии, российские войска вмешиваются в вооружённые конфликты в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии – ради «защиты соотечественников». Эти три осколка СССР довольно неубедительно объявляются «сторонниками России», но на бытовом уровне вмешательство наших войск объясняется прямо: не отдадим грузинам и молдаванам ни клочка «нашей» земли! Это стало началом современного российского (постсоветского) национализма, точнее даже не национализма, а антинационального имперства – примитивной и варварской идеологии, суть которой – нетерпимость ко всему, объявленному «чуждым». Впоследствии добавились «приверженность традиционным ценностям» и «духовные скрепы» феодально-самодержавного и клерикального мракобесия. «Чуждое» – это Запад, демократия, свобода, гуманизм и эмпатия.
Основу условного неосоветизма – насаждаемых сверху настроений, представлений и взглядов – составляет именно ненависть. Точнее – мрачно-садистское уродство. Любители Ивана Грозного любят его за массовые казни (какие города или предприятия при нём были построены, никто из почитателей не знает). Большевиков любят за массовый террор, Сталина и Берию – за репрессии и пытки. За то, что царство Ивана Грозного и сталинский СССР были одновременно гигантскими тюрьмами и военными лагерями. Психологически неосоветизм, подобно классическому советизму или «третьеримской» гордыне XVI-XVII веков – это комплекс неполноценности, доведённый до крайней агрессивности. Это культ ненависти и насилия. Ненависти зла к добру. Это настоящий культ Зла.
Культ этот может показаться бессмысленным. Но считать так было бы ошибкой. Здесь вполне осознанный социальный интерес обанкротившегося господствующего класса. Не способного ни к чему, кроме самоублажения. Ценой кровавого разрушения страны.
Из всех исторических личностей и событий неосоветизм выдёргивает только всё худшее, самое злое и жестокое – Малюта и Берия, опричнина и ГУЛАГ. Эта идеология просто не видит ничего, связанного с творчеством, прогрессом, высотами духа. Не видит Матвея Башкина, Максима Грека и боярина Ртищева, не понимает духовного подвига доктора Гааза, презирает Чаадаева и Герцена. Как если бы во Франции некое движение канонизировало бы Варфоломеевскую ночь и зверства «адских колонн», а короля Дагоберта уважало только за еврейские погромы и истребление болгарских беженцев. Или в Англии нашлись бы прославители сожжения Жанны д`Арк, кромвелевских зверств в Ирландии и уничтожения тасманийцев. Согласитесь – бред. Ставший явью у нас.
Как и отчего появился и временно возобладал этот комплекс Зла – вопрос малоисследованный. А надо бы изучить и понять. Иначе так и будем обрушиваться то в ресоветизацию, то в реопричнизацию. Если мы не будем сопротивляться.
Евгений Трифонов, специально для «В кризис.ру»