Официальное информагентство Ирана сообщило о смерти 82-летнего Али Акбара Хашеми-Рафсанджани. Бывший президент и председатель парламента был одним из самых влиятельных политиков исламской республики. Он принадлежал также к экономическим магнатам Ирана. При этом Хашеми-Рафсанджани олицетворял в правящей теократии здравомыслие и реформизм.
Хашеми-Рафсанджани родился в семье крестьянина, занимавшегося выращиванием фисташков. Ему было 16 лет, когда он перебрался из своей деревни в город Кум – центр шиитского исламизма. Изучал исламское богословие. Впоследствии ему был присвоен титул ходжат-оль-ислам – один из высших в иерархии шиитского духовенства.
В Куме Хашеми-Рафсанджани проникся идеями аятоллы Хомейни и примкнул к исламистскому подполью. При шахском режиме он неоднократно арестовывался тайной полицией САВАК, провёл в тюрьмах более четырёх лет. Принадлежал к ближайшему окружению Хомейни. При этом он продолжал заниматься фисташковым бизнесом и за счёт доходов финансировал подполье. Интересно, что при всей ненависти к «неверному Западу», особенно к «главному шайтану – Америке» Хашеми-Рафсанджани побывал в США, изучил американскую политическую жизнь, установил связи во влиятельных кругах.
После Исламской революции 1979 года Хашеми-Рафсанджани стал одним из высших руководителей нового государства. Сначала на посту министра внутренних дел он курировал репрессии против антиисламистской оппозиции – сторонников свергнутого шаха, левых моджахединов и коммунистов. С 1980-го по 1989-й председательствовал в парламенте-меджлисе. Его роль была такова, что первый послереволюционный президент Абольхасан Банисадр, изгнанный хомейнистами за «чрезмерный либерализм», называл Хашеми-Рафсанджани в списке пяти человек, которых «надо убить, чтобы уничтожить режим».
Вскоре после смерти аятоллы Хомейни в июне 1989 года в Иране были проведены президентские выборы. Победу одержал Хашеми-Рафсанджани. На посту главы государства он – неожиданно для многих – проявил себя как энергичный реформатор. Были устранены многие идеологические крайности хомейнизма, мешавшие развитию страны.
Прежде всего это касалось экономической сферы: президент активизировал механизмы рыночного развития, всячески поощрял частный бизнес, снимал всевозможные ограничения, установленные хомейнистами в порядке «исламского хозяйствования». Это способствовало резкому подъёму иранской экономики, но также социальному расслоению, инфляции и росту коррупции.
Разбогател и сам Хашеми-Рафсанджани, превратившись в «фисташкового монополиста». Он установил контроль над всем «ореховым кластером», а также производством и экспортом изюма. С этих выгодных позиций Хашеми-Рафсанджани проник в ключевую для Ирана сферу нефтедобычи и нефтеэкспорта.
На период президентства Хашеми-Рафсанджани пришёлся распад СССР. Хашеми-Рафсанджани повёл активную экспансию в постсоветскую Среднюю Азию, особенно в этнокультурно близкий Таджикистан. На основе исламской солидарности он смог относительно нормализовать отношения с арабскими странами, крайне напряжённые во времена Хомейни. Сложнее складывалось с США, которые оставались для теократического Ирана главным врагом. Но характерно, что именно с Хашеми-Рафсанджани американские спецслужбы устанавливали контакт во время легендарной операции «Иран – контрас». За эту тайную связь Хашеми-Рафсанджани едва не подвергся расправе со стороны исламских студентов. Однако он лично встретился с ними и произнёс несколько пренебрежительных слов, охладивших пыл фанатиков.
Али Акбар Хашеми-Рафсанджани выступал как лидер прагматичного крыла правящей шиитской теократии. Он не ставил под сомнение основы хомейнистского режима. В отношении непримиримой оппозиции отличался большой жестокостью. Но даже ограниченные реформы, выгодные самой теократии, сталкивались со злобным отторжением «духоскрепных» консерваторов – верхушки духовенства и силовиков из Корпуса стражей исламской революции. Холодны, а временами враждебны были отношения президента-реформатора с «национальным духовным лидером» – рахбаром Али Хосейни-Хаменеи, преемником самого Хомейни.
В 1997–2005 годах президентом Ирана был либеральный исламист Мохаммад Хатами. Он активно развивал курс предшественника, частично распространив либерализацию на культурно-политическую сферу. На выборах 2005-го Хашеми Рафсанджани вторично баллотировася в президенты, но потерпел поражение от консерватора Махмуда Ахмадинежада. Во время массовых протестов 2009 года Хашеми-Рафсанджани занимал двойственную позицию, но не решился стать на сторону демонстрантов.
Последнее десятилетие Хашеми-Рафсанджани был членом Совета экспертов – собрания высшего духовенства при рахбаре. С его именем ассоциировались потенциальные реформаторские тенденции в Иране.
[…] динамичный председатель исламистского парламента Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. Он убедил Хомейни продолжать борьбу, пока не будет […]