Пожизненный почётный президент Италии Джорджо Наполитано скончался вчера в Риме. 98-летний депутат и сенатор, член правительства глава государства был старейшим иностранным политиком. Выходец из элиты, вначале почти фашист, потом коммунист-сталинист, дальше еврокоммунист и левый демократ – единственный пока в итальянской истории дважды президент. С его именем реально связано становление современной Италии. Прозвище «король Георг» звучало с уважительным добродушием.

Его отец был известным юристом и знаменитым поэтом. Мать происходила из пьемонтской родовой аристократии. Рождённый через три года после муссолиниевского Похода на Рим, в юности Джорджо примыкал к фашистской молодёжи. Но чёрным радикалам в итоге предпочёл красных. В 1945-м вступил в Итальянскую компартию (ИКП). Повторил путь Джанни Родари – ультра обоих флангов привлекали его не реальностью диктатуры, а рассуждениями о справедливости.

Послевоенная ИКП была, как и положено коммунистам, тоталитарно-сталинистской партией. Но Италия устояла перед этим напором. А потом на итальянских коммунистов сильно повлиял XX съезд КПСС. Пальмиро Тольятти о многом тогда задумался. Своими раздумьями увлёк многих активистов, особенно молодых. По инерции Наполитано ещё поддержал в 1956-м советское подавление освободительного Венгерского восстания. Но долго потом не мог этого себе простить.Итальянским коммунистам помогали изначальные особенности их партии. ИКП была крепко связана с гражданскими коллективами и общинами. Потому не могла не испытывать позитивного влияния плюралистичных низов. Этот фактор противоречил партийной идеологии. Зато обеспечил ИКП положение второй после христианских демократов итальянской политической силы. И превратил в крупнейшую коммунистическую организацию Запада.

Джорджо Наполитано вышел в авангард еврокоммунистической реформации. Поначалу на уровне теоретизирований. Но теории постепенно переливались в политическую практику. В 1968-м ИКП не приняла подавления Пражской весны, в 1980-м осудила советское вторжение в Афганистан, в 1981-м поддержала польскую «Солидарность» перед карателями Ярузельского, протестовала против расстрела бастующих шахтёров-антикоммунистов. Наполитано курировал в партийном руководстве массовые организации и международные связи. В идейной трансформации он играл из первых ролей. Постепенно оформлялась социал-демократическая тенденция, опережающая еврокммунистическую эволюцию Энрико Берлингуэра. ИКП конца 1940-х, конца 1960-х и конца 1980-х – три разные партии. Хотя название и символика долго не менялись. И откровенно говоря, даже признавая многопартийность и частную собственность, компартии оставалось лобби левоориентированной бюрократии.

В эпохальном 1991 году ИКП преобразовалась наконец в Демократическую партию левых сил. На следующий год Джорджо Наполитано стал председателем палаты депутатов. Именно на два года его председательства пришёлся обвал Первой республики: не стало коммунистической угрозы – расхотелось терпеть над собой партийно-коррупционную систему. Коммунисты, кстати, коррупции отнюдь не были чужды. Но не Джорджо Наполитано. Он оказался среди не очень многих «первореспубликанских» политиков, сохранивших общественное уважение. С 1996-го по 1998-й Наполитано занимал уже правительственные посты. Возглавлял МВД в кабинете Романо Проди.

В 2006 году парламент избрал Джорджо Наполитано президентом Италии. В 2013-м он был переизбран на второй срок. Это произошло впервые в итальянской политической истории. Получилось так, что бывший коммунист, «шестидесятник по-итальянски» оказался единственной консолидирующей фигурой на фоне глубокого кризиса. Приходили-уходили премьеры и кабинеты – Марио Монти, Энрико Летта, Маттео Ренци… Президент Наполитано оставался. Олицетворяя прочность итальянской государственности и демократии. За то, видимо, и «король Георг».

В парламентской республике исполнительная власть принадлежит правительству. Ключевая фигура итальянской политики – премьер-министр. Но роль президента Наполитано отнюдь не была декоративной. Он энергично улаживал правительственные кризисы. Упорно лоббировал свою концепцию антикризисной финансовой политики – с учётом социальных нужд. Отстаивал принципы Евросоюза, но резко критиковал евробюрократическое вмешательство в национальную жизнь. Продолжал атлантическое сотрудничество с Америкой. Утихомиривал «пятизвёздочный» популизм профессионального клоуна Беппе Грилло. Противостоял Сильвио Берлускони, флагману правых сил.

Наполитано строго напоминал, что он глава государства. Потому исходит не из партийно-депутатских раскладов, а из интересов страны. А если не будут слушать, грозился уйти в отставку. Эта угроза действовала. За девятилетнее президентство он существенно расширил слева направо собственную политическую базу. Даже Берлускони просил Наполитано не покидать Квиринальский дворец. Хотя не очень-то, мягко говоря, уживался с ним на своём премьерстве.В отставку Наполитано всё же подал. Но не из-за политических конфликтов, а по возрасту – в 2015-м ему всё же исполнилось 90. Стал пожизненным сенатором. Некоторое время председательствовал в верхней палате на правах старейшего.

Проблемы со здоровьем начались у него в 93. Вскоре после того, как прокуратура заинтересовалась его ролью в сокрытии государственных контактов с боссами Палермо. Самому Наполитано связи с мафией не предъявлялись. Но серьёзный итальянский политик не может не понимать обходиться без такого рода диалога. Юридических последствий ситуация не имела, однако добавила колорита образу «короля Георга».

В Италии траур. Приспущены государственные флаги. Нация в печали прощается с «элегантным неаполитанцем», с честью одолевавшим тяжелейший кризис полувека.

«Он проявлял уважение к республиканским учреждениям в своём суровом стиле. Он принадлежал к поколению лидеров, отличавшихся высоким государственным чувством», – это сказал посткоммунист Джорджо Наполитано в 2014 году, на столетнем юбилее неофашиста Джорджо Альмиранте. Но те же слова вполне относятся и к их автору. Хотя стиль «красного» Джорджо был помягче «Джорджо чёрного».

Роман Шанга, специально для «В кризис.ру»