Декабрьская победа повстанцев в Сирии стала неожиданностью для диванных экспертов и кабинетных аналитиков – как и августовское наступление ВСУ в Курской области. Оба события взаимосвязаны и влияют на глобальный расклад. «Крымская весна» 2014 года может считаться началом Второй Холодной войны и прологом к возможной горячей Третьей мировой войне. Потенциальные фронты – Восточная Европа, Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Реперные точки этих фронтов – Украина, Израиль и Тайвань.

В любом случае, важнейшие мировые игроки – США, Евросоюз и Китай. Единственная супердержава – США. Постсоветская Россия из-за объективных факторов (сырьевая экономика, демографическая яма, «утечка мозгов», провал «СВО») не может претендовать на роль глобального центра силы. Чем дольше тянется путинская «спецоперация» против Украины (и против самой России), тем больше РФ впадает в зависимость от Поднебесной. Вряд ли Ким Чен Ын отправил войска под Курск совсем без оглядки на мнение Си Цзиньпина.

Второе пришествие Дональда Трампа – это реванш националистов-протекционистов над глобалистами-фритредерами. И в этом смысле шанс на срыв зерновых и газовых сделок, заключаемых на крови украинцев. Главной внешней угрозой для США трамписты считают Китай. Потому и пытаются «заморозить» украинский конфликт по линии фронта, чтобы Вашингтон сосредоточился на Пекине. Европейские миротворцы (британцы, французы, поляки) в Судже и Волчанске – это не «голубые каски» немощной ООН, а войска НАТО.

Наивно думать, будто «заморозка» означает только корейский вариант – когда перемирие действует более 70 лет. Есть ещё вьетнамский, хорватский, карабахский. Или, например, идлибский вариант недавних лет.

Ахмед аль-Шараа, он же Абу Мухаммад аль-Джулани, лидер сирийского повстанческого движения Хайят Тахрир аш-Шам, ждал своего часа несколько лет. Окно возможностей для ХТШ возникло после истощения сил РФ на украинском фронте и поражения «Хезболлы» в борьбе с Израилем. С 2022 года среди российских военных считалась курортом командировка в Сирию (за большой «откат» начальству). А в Идлибе тогда внимательно изучали опыт применения боевых дронов в Украине. И готовились. Не помешал даже прошлогодний «майдан» идлибской оппозиции.

Но какая связь между Курской операцией ВСУ и свержением династии Асадов? И в Украине, и в Сирии сталкиваются интересы множества внешних игроков. Среди них Реджеп Эрдоган. Его мотивация прозаична – и вашим и нашим, торговать со всеми. Чем громче Эрдоган кричит о геноциде в Газе, тем больше растёт турецко-израильский товарооборот. Эрдогановский официоз клеймит Башара Асада и Биньямина Нетаньяху как военных преступников, но избегает подобных выпадов в адрес Владимира Путина.

Газ – бизнес президентов, говорил Леонид Кучма. В сферу деловых интересов Эрдогана входит транзит газа в Европу. В любых вариантах – из России (в обход санкций), Азербайджана, Туркменистана, Ирана, Катара.

Санкции Евросоюза против Газпрома не привели к полному отказу от российского газа. Ещё в 2022 году ЕС и Азербайджан договорились удвоить к 2027 году до 20 млрд кубометров ежегодные поставки азербайджанского газа по Южному газотранспортному коридору (ЮГК) через Турцию.

С 1 января 2025 года планировалось продлить транзит 15 млрд «кубов» российского газа через Украину в Словакию, Венгрию и Австрию. Предлагалась схема своповых (непрямых) поставок российского газа под видом азербайджанского через ГИС «Суджа». Посредником в «газовой сделке» выступил Ильхам Алиев. Другие бенефициары – Реджеп Эрдоган, Виктор Орбан, Роберт Фицо.

Под шумок пытались реанимировать кулуарный «Стамбульский формат» переговоров по Украине под видом «Катарского формата». Но все карты спутали «реалии на земле» – боевой «Курский формат» от ВСУ.

Стратегия Катара – диверсифицировать маршруты экспорта газа в Европу через свопы (обмены активов) с другими экспортерами, танкерный флот, проект трубопровода в Сирии. Интересы маленького эмирата расходятся с интересами ОАЭ и региональных гигантов – Египта, Саудовской Аравии, Ирана. Союзники Дохи в регионе – Эрдоган и ХАМАС.

Свою игру Катар ведёт и на украинском треке. Например, посредничает в репатриации детей. Летом 2023 года Кремль и оба союзника ХАМАС (Катар и Турция) готовили новый вариант зерновой сделки, но Евросоюз не подключил Россельхозбанк (по сути, семейный банк Патрушевых) к SWIFT.

Вскоре на саммите G20 в Дели в сентябре 2023 года был подписан меморандум о проекте транспортного коридора «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC). С участием Израиля, ОАЭ и Саудовской Аравии. Маршрут IMEC (в обход Пакистана, Ирана и Турции) – альтернатива китайскому проекту «Пояс и Путь». В маршрут IMEC входит индийский штат Аруначал-Прадеш, на который претендует Китай.

В кровавую субботу 7 октября 2023 года ХАМАС (без отмашки Дохи и Анкары?)  «внезапно» напал на Израиль. Незадолго до этого Эрдоган и Алиев решили проблему Карабаха путём исхода карабахских армян в Армению. Российским миротворцам позволили задержаться в Карабахе до июня 2024 года.

Катар не участвует в санкциях против РФ и инвестировал $13 млрд в российскую экономику. Суверенный фонд Катара (QIA) контролирует пакет акций ВТБ, 10% акций НК «Роснефть» и по 25% акций аэропорта «Пулково» и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Из вышесказанного несложно сделать вывод, что ключевые российские партнёры «катарских» – «питерские»: Игорь Сечин и Николай Патрушев.

Июньская конференция по Украине проходила на швейцарском курорте Бюргеншток, которым владеет «дочка» QIA. Одним из главных лоббистов «саммита мира» на катарской (де-факто) площадке стал экс-премьер Дании и экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Датский политик замешан в скандале с латвийским Norvik Banka (PNB Banka), которым владел российский бизнесмен Григорий Гусельников. В ходе «банковской чистки» в Латвии этот банк обвинили даже в связях с Северной Кореей. Вместе с Расмуссеном зарплату в PNB Banka получал Август Ханнинг. Который руководил Федеральной разведслужбой Германии (БНД) при канцлере Герхарде Шрёдере.

Экс-глава БНД громко напомнил о себе в августе 2024 года, когда ВСУ вошли на Курщину. В разгар информационной войны Wаll Street Journal сообщил, что Владимир Зеленский и Валерий Залужный якобы причастны к подрыву «Северных потоков». То есть личной кормушки Шрёдера. Залужный прямо опроверг свою причастность к диверсии. Ханнинг заявил, что «теракт» могли согласовать Зеленский и президент Польши Анджей Дуда. Последний назвал заявление Ханнинга «полным абсурдом».

Возможно, именно под «газовую сделку» министром энергетики РФ назначили Сергея Цивилёва, женатого на путинской племяннице Анне Цивилёвой. По данным Wаll Street Journal, в ноябре Цивилёв предложил Путину объединить сечинскую «Роснефть», Лукойл и «Газпром нефть», чтобы дороже продавать нефть Китаю и Индии. На пост гендиректора единого мегапроизводитель прочили главу «Газпром нефти» Александра Дюкова, но бенефициаром проекта посчитали Сечина.

Когда в августе ВСУ заняли Суджанский плацдарм, в Кремле надеялись решить проблему до октября. Не только ради подарка на день рождения «нацлидера». И не только, чтобы успеть до саммита БРИКС в Казани и выборов в США.

В октябре состоялся Петербургский международный газовый форум (ПМГФ-2024). На этом форуме выступили Сергей Цивилёв, глава Газпрома Алексей Миллер и правая рука Виктора Орбана – министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. А также министр энергетики Турции Алпарслан – однофамилец бизнесмена Сельчука Байрактара, зятя Эрдогана и техдиректора компании-производителя беспилотников «Байрактар». Если Цивилёв и Байрактар собирались обсудить «газовую сделку» в кулуарах ПМГФ, то говорить до деоккупации ГИС было не о чем.

Осенью ВСУ на Донбассе оставили Угледар и с трудом стабилизировали фронт у Покровска. Под огнём Волчанск, Купянск, Часов Яр, Торецк и Курахово. Удалось удержать «Суджанский выступ» – важный козырь на возможных переговорах о «заморозке». Данные о российских потерях озвучил 7 декабря после встречи с Эмманюэлем Макроном и Владимиром Зеленским в Париже избранный 47-й президент США Дональд Трамп: 700 тысяч человек за почти три года «СВО».

По данным британской военной разведки, 28 ноября был поставлен рекорд – более 2 тысяч убитых и раненых за сутки. Как раз в те часы отряды ХТШ и протурецкой Сирийской национальной армии подходили к Алеппо.

За неделю до этого, 21 ноября администрация Джо Байдена сделала «прощальный подарок» – санкции против Газпромбанка и его «дочек» в Гонконге, Люксембурге, Швейцарии, ЮАР и на Кипре. Особую радость по этому поводу выразил помощник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан. С 2022 года Газпромбанк, подконтрольный клану Ковальчуков, стал единственным каналом для расчётов европейских импортёров за российский газ. Ранее санкции против Газпромбанка ввели Великобритания и её доминионы Канада, Австралия и Новая Зеландия. Почему медлили Байден и Салливан, не очень понятно.

Когда сирийские повстанцы вошли в Дамаск, в катарской Дохе проходил XXII Дохийский форум. На форуме 2022 года выступала координатор «Крымской платформы», замминистра иностранных дел Украины Эмине Джапарова. В декабре 2024 года в Дохе собрались первые леди Джилл Байден и Эмине Эрдоган, спецпосланники ЕС и ООН по Сирии, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, а также Игорь Сечин и Сергей Лавров. На полях форума Лавров и главы МИД Турции и Ирана провели очередную встречу «Астанинского формата».

В интернете бытует версия о сговоре Байдена и Эрдогана по Сирии в пику Трампу. Такой же «подножкой» Трампу считают ордер Международного уголовного суда (МУС) на арест Нетаньяху. «Это не наша война», – заявил сам Трамп после вступления ХТШ в Дамаск.

События на «газовых» фронтах Украины и Сирии взаимосвязаны, но оба конфликта не сводятся только к «бизнесу президентов». Есть и другие факторы. Среди них – воля ВСУ к победе, доверие народа к своей армии.

Разные «башни» Кремля могут рассматривать оба сценария – как заморозку «СВО» к 9 мая, так и новую эскалацию. С 25 марта в РФ введут электронные поездки, что облегчит отлов призывников и принудительную мобилизацию.

Предположим, Трамп сможет убедить Путина прекратить «мясные штурмы», смириться с потерей газовой трубы и «заморозкой» фронта в Судже. Тогда в Украине отменят военное положение и проведут президентские выборы. На которых может победить Залужный.

Новому президенту поневоле придётся готовить страну к лету 2028 года, когда в разгар Олимпиады и американской президентской гонки враг может пойти ва-банк и вероломно нарушить шаткое перемирие. Или, например, под видом российско-белорусских учений пробить «Сувалкский коридор» к Калининграду, отрезать страны Балтии от основных сил НАТО. Сегодня нет возможности так далеко заглянуть в будущее. Мы даже не знаем, как успеет измениться мир до 20 января 2025 года.

Фёдор Ястребинский, специально для «В кризис.ру»