Выходные прошли под знаком тревожных вестей из Украины. Но теперь не с востока, а с запада страны. Локальный конфликт в закарпатском городе Мукачево грозит развиться в серьёзный политический кризис. Началась небывалая проба сил между официальными государственными органами и национальным добровольческим движением. Майдан продолжает революцию, не оглядываясь на административные процедуры. Власти, пришедшие на этой волне, теперь сильно тяготятся вооружённым «народным контролем».

____13717_422x240Большинство источников подают ситуацию примерно так. 11 июля боевики «Правого сектора» (организации в России настолько известной, что даже запрещённой) вломились в мукачевский спортклуб «Антарес», принадлежащий депутату Верховной Рады Михаилу Ланьо. Параллельно был атакован один из постов «Державной автоинспекции». На помощь Ланьо прибыла милиция. В разных местах завязалась стрельба из автоматов и гранатомётов. Несколько человек погибли, многие ранены. Говорят, с обеих сторон.

Президент Украины Пётр Порошенко распорядился «разоружить и задержать». В ответ лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош призвал своих соратников на улицы. На призыв откликнулись тысячи людей в разных городах страны – от Львова в Галиции до Краматорска в Донбассе. В Киеве внушительный пикет выстроился у президентской администрации. Министр внутренних дел Арсен Аваков, в своём обычном стиле барабанного рапорта, заявил, что группировка «окружена и блокирована» (в апреле прошлого года он регулярно сообщал это о мятежниках на востоке). Ярош потребовал отставки Авакова и ареста тех, кого назвал виновными в кровопролитии. Точнее сказать – депутата Ланьо, местного силового начальства, а также Виктора Медведчука.

55a1ffc07a0cc_b7e6ec0db28d3de1ecb62e22c52c34a8_XLБойцы ПС в Мукачево предупредили, что не сдадут оружия без приказа своего лидера. Самую решительную поддержку «Правый сектор» получил от добровольческого батальона «ОУН». Напомним, что в мае эти организации договорились о политическом союзе. Комбат «ОУН» Микола Коханивский призвал «встать плечом к плечу с собратьями в борьбе против внутреннего оккупанта».

Оба выходных дня из Мукачево шёл информационный поток – частый, но невнятный. Обычно цитировался Аваков, мол, вопрос решается. Казалось, надвигается штурм: государственные силовики готовятся атаковать добровольцев, занявших круговую оборону в горах. В Мукачево была выдвинута бронетехника, стянута Нацгвардия. Напряжённость росла. Но сегодня ночью стало известно, что «блокированные» боевики просто исчезли. Сквозь кольцо окружения. При этом ушли они с оружием. И – кто бы мог подумать! – «на связь с милицией не выходят». Точку поставила пресс-секретарь прокуратуры Киева Алёна Яхно: «Штурма не будет, штурмовать нечего».

Во всём этом непонятно главное: зачем? Откуда взялась вся эта разборка? Дошедшая вообще- до огня на поражение вне зоны АТО. Спортклубы в наше время всё-таки не делят гранатомётами и бронетехникой. Замелькавшее тут и там слово «контрабанда» само по себе ничего не объясняло.

1409305876-7205-sigaretyiОтрывочные сведения из разных источников дают такую картину. Есть версия, что на железнодорожном узле Мукачево бойцы «Правого сектора» обнаружили партию тяжёлой военной техники. На платформах, готовых двинуться в западном направлении. Груз затормозили: куда и кому? Ответа не было. Тогда его начали искать. Поиск привёл к Ланьо, которого давно связывают с контрабандой. Правда, не столько бронемашин, сколько сигарет. Тут тоже был приличный доход. С источником которого давно планировалось разобраться. Есть разные мысли, кто и что финансировалось.

Платформы оказались быстро заняты добровольцами. Тут всё и началось. Эта версия смотрится она логично. Тогда становится понятным, почему власти направили на разборку значительные силы – если не армейские, то милицейские. И каким образом противостояние стало быстро географически расширяться, перемещаясь по Закарпатью.

121042Парламентский лидер президентского блока Юрий Луценко назвал происходящее «конфликтом боевиков с мафией». Но государство явно играло на одной из сторон – против боевиков ПС. По некоторым данным, замечались в Мукачево официальные лица, связанные со структурами оборонного экспорта и политическими группами Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. Если исходить из оценок президента, власть взяла сторону мафии против «Правого сектора»?

Интересен и ещё один момент. Михаил Ланьо входит в Верховной Раде в депутатскую группу «Воля народа». Возглавляет её крупный бизнесмен Игорь Еремеев. Известный, в частности, противоборством с Игорем Коломойским. Который на посту губернатора Днепропетровщины выступал союзником добровольческого движения. Впрочем, добровольцы возводят всю ситуацию к другой, гораздо более мощной фигуре – бывшему главе президентской администрации Виктору Медведчуку, «куму Путина», которого добровольцы считают главным врагом.

Кстати, администрации Закарпатья и Мукачево заняли явно иную позицию, нежели власти центральные. Губернатор Василий Губаль встретился с Дмитрием Ярошем и обсудил перспективы расследоания спровоцированного столкновения. Мэр Золтан Лендьел заметил, что к контрабанде в регионе может быть причастна СБУ.

Итак, налицо политический, а не криминальный конфликт. Гражданские силовики решили вмешаться в действия государственных органов. Потому что посчитали их антинациональными. Этап бросания чиновников в мусорные баки пройден. Теперь национал-майдановцы поднимают оружие. Ощущая себя выразителями воли народа, возмущённого властным произволом и коррупцией на фоне войны. С другой стороны, очень характерны слухи о присутствии в Мукачево боевиков ДНР. Не просто присутствии – участии в столкновении. На стороне милиции, против «Правого сектора». Кажется невероятным. Но такие данные упорно распространяются. А дыма без огня, как известно…

0_tnЗакономерно, что на острие событий именно ПС и «ОУН». Организации, наиболее мотивированные идеологически. Имеющие своё видение Украины и «заветов Бандеры». Очень отличающееся от устремлений правящих групп. Править, по этой модели, должен вооружённый народ. Глава государства и весь чиновный аппарат – не более чем исполнители национальной воли, выраженной Майданом. Олигархат подлежит экспроприации, коррупция – ведению трибуналов.

Назрел кардинальный политический выбор. Многие комментаторы требуют укрепления государства и подавления «атаманской анархии» (иначе, дескать, «летим в Сомали»). Здесь звучит «классовый интерес» претендентов на чиновные вакансии. Этот слой сильно напуган добровольцами. Но всплеск поддержки по всей Украине говорит о том, что многие из тех, кто молчит в Интернете, не станут молчать на улице. Или в горах.

Анатолий Кружевицын, «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *