Среди европейских политических сил, оказавшихся сегодня между правоцентристской Европейской народной партией и крайне правыми, фигурирует, в частности, Европейское христианское политическое движение (ЕХПД). Оно было создано ещё в 2002 году и через несколько лет получило юридический статус в Нидерландах. Уже почти десять лет ЕХПД признано в качестве европейской политической партии и на сегодня объединяет свыше двух десятков различных христианско-демократических и социал-христианских партий.

Специалисты по европейской политике могут сказать, что как раз ЕНП исторически является интегрированной структурой для правоцентристских христианско-демократических партий. Действительно, в своё время немецкий ХДС, братские ему партии из стран Бенилюкса, Австрийская народная партия, а затем и христианско-демократические партии Северной Европы объединились вокруг ЕНП, превратившейся в итоге в самую влиятельную политическую семью Старого Света. Однако, за последние годы произошёл многими замеченный не только сдвиг основной массы этих партий к центру и неолиберализму (что нашло отражение прежде всего во внутренней политике канцлера ФРГ Ангелы Меркель), но и явный фактический отказ данных умеренных партий защищать христианские ценности.

Те партии, которые сохраняли христианскую и твёрдо консервативную специфику, но при этом, в своём большинстве, не разделяли правонационалистические позиции, и сформировали ЕХПД. Это объединение имеет собственную молодёжную организацию, свой исследовательский центр, оно также сотрудничает с массовой многонациональной общественной организацией ― Европейским евангелистским альянсом.

Значительная часть членов движения представляет собой малозначимые маргинальные группировки. Из тех же, что представлены в парламентах своих стран, можно назвать «Хорватское развитие», ирландские альянс «Человеческое достоинство» и партию «Идентичность и действие», польскую партию «Правое крыло Республики», небольшие организации из Румынии (Демократический союз словаков и чехов Румынии и Болгарский союз Баната), Евангелистскую партию Швейцарии.

Но, видимо, не зря ЕХПД получила юридический статус в Нидерландах. Двое из трёх действующих европейских парламентариев от движения (Петер Ван Долен и Бас Белдер) – голландцы. Именно в Нидерландах действуют и две наиболее в политическом отношении влиятельные партии-члены движения: Христианский союз и Реформаторская политическая партия, имеющие на двоих 10 депутатов в Генеральных Штатах Нидерландов.  Совместный блок этих консервативно-кальвинистских партий  на последних выборах в Европейский парламент получил 6,8% голосов. Во всех других странах ЕС партии, участвующие в движении, ещё менее популярны.

Отметим, что в деятельности христианского движения принимают участие и партии из стран постсоветского пространства. Речь идёт о Эстонских христианских демократах, латвийских Христианско-демократической народной партии и Христианско-демократическом союзе, партии «За Латвию от сердца», Христианско-демократической народной партии Молдовы, а также ХДС Украины.  Однако, политическое влияние всех этих правых христианско-демократических партий в своих странах очень небольшое, они не имеют представителей в законодательных органах власти. Есть внутри ЕХПД и весьма экзотические политические субъекты, как, например, португальская Народная монархистская партия. Как видим, внутри ЕХПД собрались и католические, и протестантские, и даже православные партии

ЕХПД не является неким суперцентрализованным субъектом, о чём свидетельствует такой любопытный факт: если два евродепутата (Бас Белдер и Гельмут Геукинг из Семейной партии Германии) входят в Европарламенте в депутатскую группу «Европейские консерваторы и реформисты», то Петер Ван Долен примыкает у группе ЕНП.

Общая идеологическая база, которую разделяет партии-члены движения, базируется на традиционных христианско-консервативных ценностях, фокусируясь на человеке в его отношении с Богом и людьми. С точки зрения ЕХПД, «никогда ни индивидуалистический консервативно-либеральный подход, ни технократический социал-демократический подход не смогут стать адекватными ответами на вызовы».

Утверждая верность традиционному европейскому выбору христианской демократии, что коренным образом отличается от подхода крайне правых и правонационалистических сил, в ЕХПД говорят о необходимости бороться за «Европу человеческого достоинства», в которой приоритет даётся человеческим правам и свободам. Заявляя о поддержке частной инициативы и предпринимательства, принципов открытой торговли и свободной рыночной экономики,

ЕХПД настаивает на необходимости всемерной поддержки малых и средних предприятий. В отличие от ЕНП, твёрдо выступает против глобальных многосторонних  неолиберальных коммерческих соглашений, нарушающих национальный суверенитет и зачастую не учитывающих состояние природы.

Принципиальное отличие ЕХПД от либералов заключается в неприятии однополых браков. Участвующие в движении партии твёрдо заявляют о поддержке традиционной христианской семьи и брака. С точки зрения ЕХПД, «Европейский Союз нуждается в серьёзной реформе». И одним из направлений тут должна быть духовность: ЕХПД предлагает всемерно на уровне стран-членов и ЕС в целом поощрять и развивать христианскую культуру, поскольку она «укрепляет фундаментальные свободы, которые добродетельны для европейского общества». В данной связи не удивительно, что ЕХПД давно и последовательно говорит «нет» перспективе вступления Турции в Евросоюз.

Надо полагать, что в ближайшие годы конкуренция между правым центром и крайне правыми в европейской политике вряд ли сойдёт на нет. И это оставляет структурам, подобным ЕХПД, не так много политического пространства. Но оно всё-таки существует.

                                                  Роман Рудин, специально для «В кризис.ру»