Индонезийский учёный и политик Ариф Будиман умер вчера в Салатиге. Доктор философии и социологии, профессор Мельбурнского университета известен не только основательными и яркими научными работами. Он был активным участником общественно-политической жизни. Соотечественники запомнили его как мыслителя, для которого наука была неотделима от текущих проблем страны.
Он родился в семье джакартских китайцев католического вероисповедания. При рождении его назвали Со Хок Чжун. Новое имя Ариф принял в 27 лет – женившись на мусульманке Лейле, он перешёл в ислам.
Ранняя молодость пришлась на левоавторитарное правление Сукарно. Свободолюбивый юноша, философ, психолог и литературовед, был противником режима. В особенности отвергал он диктат Коммунистической партии (КПИ). Лидеры КПИ чем дальше, тем больше сдвигали Сукарно в своём направлении. Со Хок Чжун упорно и яростно боролся за свободу творчества, против партийного диктата в культуре.
Осенью 1965 года он вступил в студенческий союз КАМИ, во главе которого стоял Космас Батубара. С полной отдачей включился в массовую антикоммунистическую кампанию 1966-го, покончившую с КПИ и в конечном счёте опрокинувшую режим Сукарно. (Однако свою борьбу он вёл словом. Данных о его участии в физических расправах над коммунистами, подобно Анвару Конго, в источниках нет.) Но после победы он не сработался с новым правоавторитарным режимом генерала Сухарто. Его не устроила роль «ковбоя из вестерна, который перебил бандитов и должен скакать из города» – именно так характеризовал он политическую судьбу КАМИ. К тому же антикоммунистом он был левым, с постоянным акцентом на права человека и социальную справедливость.
Смена партийной диктатуры на военную не казалась ему большим прогрессом. Ариф Будиман резко выступал против Сухарто, был даже арестован за это. Выпустили его быстро. Но в Индонезии он не остался. Уехал с семьёй во Францию, потом в Америку, где и получил научную степень. Жил в Австралии, преподавал социологию в Мельбурнском университете. Наконец вернулся на родину.
Профессор Будиман приобрёл мировую известность социологическими, философскими и психологическими работами. Но он постоянно выступал и на острые общественные темы. Например, осуждал чилийский режим генерала Пиночета (сходный с сухартовским), выражал симпатии к Альенде, в котором видел демократического социалиста. Критиковал «миросистему капитала». Осуждал любые политические репрессии и нарушения прав человека.
Леводемократические движения Индонезии считали Будимана своим лидером, хотя формально он строго соблюдал беспартийность. Не отрекался, естественно, от собственного прошлого. Наоборот, разгром коммунизма Ариф Будиман считал продвижением левого идеала. Это выделяло его из индонезийского «Поколения-66», яркой фигурой которого он оставался до конца жизни. Каждое его высказывание запоминалось также своеобразным «профессорским юмором».
О кончине Арифа Будимана сообщил его зять Кускридо Амбарди. Предвидя общественную реакцию, родственники попросили не собираться на кладбище и не проводить похоронную процессию. Причина понятна: пандемия коронавируса. Они призвали вспомнить покойного и вознести за него молитвы в своих домах. Нет сомнения, что так и поступят многие тысячи индонезийцев.