Лишь 3% граждан России полностью доверяют Дмитрию Медведеву. Почти  половина хотят его отставки. Это показал опрос Левада-центра, который пресс-секретарь премьера назвала «политическим заказом». Такая реакция официального лица вполне объясняет, почему РФ занимает одну из последних строк в мировом рейтинге свободы прессы.

По данным опроса, 52% россиян не доверяют премьер-министру, 45% выступают за его отставку. 37% он откровенно несимпатичен: отношение варьируется от «не могу сказать ничего хорошего» (17%) до отвращения (4%).

Такого низкого рейтинга не ещё не добивался ни сам Медведев, ни кто-либо из премьеров современной России. Действительно, можно задуматься и об отставке. Тем более, что не опровергнуто ни одно из коррупционных обвинений Алексея Навального. Во всяком случае, собственное заявление Медведева, что расследование Фонда борьбы с коррупцией — «чушь», «бумажки» и «компот», никак нельзя назвать конструктивным ответом. Хотя с таким подходом, видимо, согласен президент. По крайней мере, его пресс-секретарь полагает, что, что фильм «Он вам не Димон» никоим образом не отразился на рейтинге премьера.

Понятно, что не фильм, который собрал на YouTube уже более 50 миллионов просмотров, стал причиной неприязни к премьеру. Доверие к Медведеву снижалось год от года. И даже не с премьерства. Острая неприязнь возникла минимум с того времени, как 24 сентября 2011 году он согласился на знаменитую «рокировку» — принял предложение Путина возглавить «Единую России», а взамен порекомедовал предшественника в качестве преемника. Не такой высоты и жертвенности ждали сограждане от своего президента.

Более того, именно с его вторым президентским сроком связывались даже некоторые надежды на прогресс. Хотя, к чести самого Медведева, поводов для таких упований сам он не подавал. Ничто в его деятельности в качестве президента не обещало перемен к лучшему. Но он — хотя бы формально — был новым лицом. Демонстрировал хотя бы видимость сменяемости власти. Чем и вызывал некоторую симпатию. После же знаменательной даты он стал фигурировать в Twitter под хэштегом #жалкий. Нынешний хэштег #недимон — всего лишь уточнение к прежнему. Как и результаты опроса Левада-центра.

Но в этом опросе есть не только негативные оценки премьера. Всё-таки половина жителей РФ скорее являются его сторонниками. Это, как объясняет политолог Аббас Галлямов, означает, что «люди просто хотят обновления, ждут чего-то свежего и неизведанного». Объяснение для власти, безусловно, лестное. Но не соответствующее действительности. Поскольку предыдущий опрос того же Левада-центра доказывает, что «люди» как раз-таки устали ждать положительных сдвигов. Таких в нынешней РФ больше половины.

Но «председатель правительства не придаёт особого значения данным соцопросов, особенно проведённых Левада-центром», поскольку они сделаны «по вполне определённому политическому заказу». Так заявила Наталья Тимакова — бессменный пресс-секретарь Медведева. Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков проявил большую гибкость, и падение рейтинга признал. Однако демократично заметил, что «работа правительства сложна, виду чего премьер-министр может иногда допускать незначительные ошибки». Этим  пользуются пресса и оппозиционеры. В любом случае, «у правительства хватает других хлопот помимо социологических опросов».

Не то, чтобы Дмитрий Анатольевич был так уж ценен для правящей группы. Но создать прецедент отставки высокопоставленного чиновника под общественным давлением Кремль, похоже, пока не готов. А внутриолигархические противоречия вокруг премьерской фигуры, ещё не достигли соответствующей остроты.

В общем, в падении рейтинга виноват не премьер, и даже не рейтинговые агентства, проводящие опросы. А СМИ, об этом пишущие. Это, несомненно, опровергает инсинуации неправительственной организации «Репортёры без границ», поставившей РФ на 148-е место из 180 во всемирном рейтинге свободы прессы. Перед Таджикистаном (149), Сингапуром (151), Свазилендом (152), Беларусью (153) и даже Эфиопией (150). По этому показателю Россия пока отстаёт от Мексики (147) или Гамбии (143). Зато решительно опережает последних – Эритрею (179) и КНДР (180), где никакой прессы, кроме госагитпропа, нет вообще.

Скорее всего, место РФ где-то между Анголой (125) и Никарагуа (92) — родными и близкими по духу режимами. Хотя заметим, государства душ Сантуша и Ортеги с большим отрывом лидируют над путинским по уровню одной из важнейших свобод. Ведь не закрыли интернет-издания, сообщившие информацию о падении премьерского рейтинга. Даже не запретили фильм Навального, не блокировали ещё Facebook и ВКонтакте! А что за посты в соцсетях можно запросто загреметь в каталажку – это лишь разумная предусмотрительность властей. Профилактика перед переизбранием.

Акулина Несияльская, специально для «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *